Архив номеров

Последние новости

Нет новостей.
 

16/10/2015
ОТ ПАШКИ-АМЕРИКИ – ДО БУЛГАКОВСКОГО МАСТЕРА

    0 баллов

27 сентября этого года исполнилось 60 лет народному артисту России Александру Галибину, которого вся страна знает как Пашку-Америку из популярного фильма «Трактир на Пятницкой», вышедшего на экран в конце 1970-х годов. Юбилей известного актера и режиссера прошел без шума, почти незаметно, потому как он, человек очень скромный, сам этого не захотел. Тем более что был в отпуске на греческом острове Корфу, где находится святое для него место – отшельнический скит, связанный с именем последнего российского императора.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ
Казалось бы, какое дело выходцу из простой ленинградской семьи (а отец А. Галибина, блокадник, плотник по профессии, работал декоратором-постановщиком  на кино­сту­дии «Ленфильм») до судьбы Николая Романова, царственной особы? С личностью Николая II актера Галибина связывает не просто работа над этой ролью в киноленте Г. Панфилова «Романовы. Венценосная семья», появившаяся в прокате в 2000 году, но и вечные духовные ценности, такие, как человеческая порядочность, вера в любовь, семью. Именно эта тема лейтмотивом проходит через весь панфиловский фильм и оказывается созвучной самому исполнителю.
Еще в детстве родители Александра учили его быть добрым, отстаивать свою позицию, защищать слабых, причем на собственном примере. Все лучшие человеческие качества А. Галибина сформировались в семье, за что он благодарен отцу, к сожалению, недавно ушедшему из жизни, и своей матери.

БАЛОВЕНЬ СУДЬБЫ?
Возможно, кто-то так и скажет об А. Галибине, ознакомившись с его биографией. Судьба действительно благоволила этому высокому стройному парню, наделенному прекрасной внешностью и талантом. После школы он практически сразу (на второй год) поступил в ЛГИТМиК на актерское отделение, в то время как его сверстники безуспешно пытались делать это в течение многих лет – конкурс в один из самых престижных театральных вузов страны был просто сумасшедший. Повезло А. Галибину и с педагогами: творческую мастерскую, в которой он занимался, возглавлял народный артист СССР Р. С. Агамирзян – руководитель очень популярного в те годы Театра им. В.Ф. Комиссаржевской. В этом коллективе молодой актер и начал свой путь в искусстве. Он играл заметные роли в таких известных спектаклях, как «Царь Борис», «Пять вечеров», «Бумбараш» и других.
В кино А. Галибин появился в 1976 году в фильме С. Арановича «…И другие официальные лица». А после роли Пашки-Америки в «Трактире на Пятницкой» режиссера А. Файнциммера его имя стало известно широкому кругу зрителей. Они полюбили героя А. Галибина – слегка жуликоватого, но в душе честного и умеющего держать слово симпатичного парня, – как выразился один из поклонников творчества актера, навсегда. И потом творческая киносудьба актера складывалась удачно – он снялся более чем в 50 лентах. Роли были самые разноплановые: Николай II в «Жизни Клима Самгина» по пьесе М. Горького, Василий Капралов (комедия «Джек Восьмеркин-американец»), народный депутат Зуев в «Моем избраннике», старлей Кондратьев в «Батальоны просят огня», революционер-народник Сергей Синегуб («Нас венчали не в церкви») и многие другие. Но пиком творчества актера стал Мастер из телесериала «Мастер и Маргарита», снятого режиссером В. Бортко в 2005 году по роману М. Булгакова. Его партнершей по фильму стала Анна Ковальчук, известная питерская актриса, красавица, сыгравшая Маргариту. С тех пор кинокритики считают этих исполнителей самой блистательной парой российского кино начала XXI века. В том же году судьба еще раз (и заслуженно!) улыбнулась А. Галибину: ему было присвоено звание народного артиста России.

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В РЕЖИССУРУ
Только актерское творчество уже не могло удовлетворять А. Галибина. Человек ищущий, амбициозный (в хорошем смысле этого слова), он начал стремиться в режиссуру. Еще в конце 1980-х поступил в ГИТИС им. А.В. Луначарского на режиссерское отделение (курс признанного мастера этой профессии А. Васильева) и уже через год дебютировал как постановщик спектакля «Эскориал» М. Гельдерода. Затем работал в Москве в лаборатории того же А. Васильева – в его «Школе драматического искусства». Потом вернулся в родной город, на берега Невы, и стал работать очередным режиссером в Театре драмы на Литейном, который относился тогда к областному комитету по культуре. Пришлось много поездить по Ленинградской области, чтобы изучить интересы и запросы местных зрителей.
Здесь А. Галибин поставил «программный» для себя спектакль «Три сестры» А. Чехова, введя в действие персонажей из знаменитого одноименного спектакля, поставленного В. Немировичем-Данченко во МХАТе в 1940 году. Словно из другого времени доносятся голоса этих героев из еще довоенного спектакля, в них – свет, тепло. Иное в постановке А. Галибина: чеховские персонажи будто и не живут, а только вспоминают о своей жизни, бесстрастно произносят текст, играют чужую роль. Спектакль получил широкое общественное признание и занял первое место в конкурсе «Театр. Школа. Классика и Современность». Затем были постановки современной драматургии: «Арфа приветствия» М. Богомольного, «Городской романс» М. Угарова. С последним труппа ездила на гастроли в Германию, Польшу, а на берегах Невы он был признан лучшим спектаклем сезона. Уже в начале нынешнего века режиссер поставил пьесу А. Володина «С любимыми не расставайтесь», особым успехом пользовавшуюся у молодежи области.
Потом начались режиссерские «тернии» А. Галибина, то бишь руководство знаменитыми театральными коллективами: в Петербурге – Театром имени А.С. Пушкина (Александринка), в Москве – Театром имени К.С. Станиславского. Но что-то не заладилось в карьере артиста как художественного руководителя и главрежа, и он покидает театральную сцену. Зато обретает «второе дыхание» на телевидении, ведя в паре с Ксенией Алферовой популярную программу «Жди меня». В этом же году его ждет еще один подарок судьбы – после двух дочерей наконец рождается сын Василий.
– Мы очень ждали его с женой, просили вместе с отцом Василием Острожским, чтобы Бог дал нам мальчика. В честь этого священника, которого мы все любим и почитаем, и назвали сына, – говорит А. Галибин.
В сентябре, как раз перед юбилеем известного актера и режиссера, ему исполнился годик.

ПЛАНОВ – ГРОМАДЬЕ
Конечно, трудно поверить в то, что этому человеку, по-прежнему красивому, стройному и очень энергичному, ставшему кумиром целого поколения россиян (в том числе и моего поколения), стукнуло шестьдесят. Разве что седина – заметим, благородная – выдает. Сегодня он снова с удовольствием играет в своих любимых спектаклях последних лет, снял фильм «Золотая рыбка». Это очень личная картина – своеобразная дань памяти отцу Александра Владимировича и всем тем, чье детство пришлось на Великую Отечественную войну и ленинградскую блокаду. Наконец здесь, в Питере, достигнута договоренность с Театром «Балтийский дом» о постановке «Анны Карениной». Инсценировку по роману Л. Толстого сделала его любимый автор и давнишний друг Е. Гремина. Роль Анны будет исполнять талантливая актриса, но, к сожалению, мало сегодня востребованная, Ирина Савицкова. Сам А. Галибин, возможно, сыграет Каренина.
Правда, после того, как эту роль блестяще исполнил Олег Янковский в одноименном фильме С. Соловьева (а свою версию толстовского романа готовит для экрана режиссер К. Шахназаров с Лизой Боярской в роли Анны), немного страшновато браться за новую постановку. Что привлекает современников и режиссеров, отечественных и зарубежных, в произведениях Л. Толстого? По словам А. Галибина, это не тема измены женщины, не морализаторство, а личность, судьба обычного человека. Русская классика тем и интересна, что она всегда духовна. А духовные качества воспитываются прежде всего в семье, там их корни, утверждает А. Галибин.
С этим трудно не согласиться. Так что опять прав великий Лев Толстой: все счастливые семьи счастливы одинаково…

Светлана МОТОРОВА