Архив номеров

Последние новости

Нет новостей.
 

03/08/2016
ПОХИТИТЕЛЬ МИЛЛИОНОВ! ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ АЭЛИТЫ!

    0 баллов

Такие афиши украшали улицы советских городов в 20-е годы прошлого века. «Завтра – единственная гастроль знаменитого киноартиста, живого Игоря Ильинского!». «К нам едет король экрана! Нас посетит закройщик из Торжка!». Популярность актера была невероятной. Однажды в театре Мейерхольда восторженная публика ворвалась на сцену и начала качать Ильинского на руках. Недавно исполнилось 115 лет со дня рождения актера. 

Первое появление Ильинского в театре можно признать провалом. Дело было так. Владимир Капитонович, папа нашего героя, был московским дантистом. А в свободное от лечения зубов время с упоением играл на любительских подмостках. По общему мнению, Ильинский-старший обладал удивительным комическим даром, блистал в образах Аркашки Счастливцева, Расплюева, Кочкарева. Когда через много лет уже Ильинский-младший сыграет в мейерхольдовском спектакле того же Аркашку, один из друзей отца скажет: «Хорошо, Игорь, играешь, но до отца тебе далеко!» Сам Игорь Владимирович вспоминал об отце: «В своей жизни он должен был бы быть художником. Должен был быть и имел на это большее право, чем я. А между тем всю жизнь провел у зубоврачебного кресла». Владимир Капитонович был прекрасным чтецом, хорошо знал мировую художественную литературу, благодаря отцу и Игорь еще в детстве прочитал Гоголя, Чехова, Толстого, Лескова, Диккенса, Твена.
Именно отец и привел маленького сына на спектакль со своим участием. По сюжету, героя Владимира Капитоновича на сцене били, и вот в самый ответственный момент на весь зал раздался истошный вопль: «Не смей бить моего папу!» Больше Игоря на спектакли не брали. А когда лет в 14 он заявил родителям, что мечтает о театре, отец строго-настрого запретил даже думать об этом. Не то чтобы он считал актерское дело чем-то низким, просто был уверен: у сына нет таланта. И надо заметить, что основания так думать у него были.
Сказать, что Игорь грезил актерской профессией, было бы большим преувеличением. Нет, конечно, что-то там мелькало, какие-то флюиды. Однажды Игорь сочинил пьесу, репетировал в ней главную роль, по всему дому развесил афиши и даже изготовил билеты на свое первое представление. Но с другой стороны, мечты его отдавали, мягко говоря, сермягой: он очень хотел заработать денег, чтобы купить лошадь и заняться… частным извозом.
Время между детством и юностью – пора мечтаний, неукротимых желаний, необузданных планов. Потом человек взрослеет и уже более отчетливо понимает, хочет ли он на самом деле заниматься тем же частным извозом. Вот и Игорь, подростком насмотревшись спектаклей в Художественном и Малом театрах, где играли самые великие мастера сцены – Ермолова, Станиславский, Качалов, Михаил Чехов, в 16 лет понял: театр безгранично властвует над ним. Воспользовавшись тем, что папа попал в больницу с сердечным приступом, самостоятельно решил свою дальнейшую судьбу: взял и поступил в актерскую школу Федора Комиссаржевского. Даже сам удивился, узнав, что поступил. Время-то на дворе было мало располагающее к искусствам – 1917 год.
Но политика юношу интересовала мало, все мысли и чувства его принадлежали царству Мельпомены. Еще во время учебы он начал выходить на сцену. Играл в спектаклях губернского Пролеткульта и имел большой успех у малышей в роли медведя Балу, за «паек» в несколько березовых поленьев принимал участие в концертах и даже по рекомендации знакомой поступил в труппу Художественного театра.
Но уже через три года он – актер театра Мейерхольда. Великий реформатор и экспериментатор сразу заметил и оценил и органичность, и пластичность начинающего артиста, и великолепное владение им комедийной формой. Именно Всеволод Эмильевич сделал из Игоря Владимировича комедийную звезду. Это после спектакля «Великодушный рогоносец» публика качала актера на руках. И именно комедийные роли принесли Ильинскому успех и популярность. Причем, комический дар его был особого свойства: актер не комиковал, не старался выглядеть смешнее, и именно поэтому все, что он делал на экране или сцене, было по-настоящему смешно. И если правда, что у каждой эпохи, каждого поколения свое представление о смешном, то это правда не про Ильинского. Так же, как и не про Чаплина. В интернете можно найти и «Аэлиту», и «Папиросницу из Моссельпрома», и «Закройщика из Торжка» – немые шедевры Протазанова и Желябужского, оказавшие влияние и на звуковой кинематограф, принесшие Ильинскому настоящую славу. Их и сегодня интересно смотреть. 

***
Его Бывалов в комедии Григория Александрова 1938 года «Волга-Волга» – типичный дурак, карьерист, тупица, старательно делающий умную мину. От этого становится не столько смешно, сколько страшно. Роль принесла Ильинскому Сталинскую премию, а сам вождь смотрел фильм 16 раз. И даже подарил его копию американскому президенту Рузвельту. Встретив же актера на дне рождения Молотова, невзначай бросил: «А, Бывалов! Вы бюрократ, и я бюрократ. Мы поймем друг друга». Говорят, что именно эта реплика Иосифа Виссарионовича, оценившего работу актера, спасла Ильинского от ареста.
А заодно избавила и от работы… в кино. За 18 лет, вплоть до 1956 года, он снялся лишь в нескольких короткометражках, среди которых была и запрещенная к показу комедия «Преступление и наказание» по сценарию Михаила Зощенко. Нет, никто не вносил Ильинского в «черные списки» – от комедии требовалась бесконфликтность, а ему это было чуждо, просто «делать смешно» он не хотел.
Ильинский много времени отдавал сцене – в 1938 году дебютировал в Малом театре СССР, в котором он проработал полвека, в роли Хлестакова, выступал на эстраде, записывался на радио. Он был по-прежнему востребован. У него всегда, всю жизнь, было много работы – разной, интересной.
Был невероятный успех рязановской «Карнавальной ночи», вышедшей на экраны в 1956 году и ставшей лидером проката – фильм посмотрели почти 50 миллионов зрителей. Сыгранный Ильинским директор Дома культуры Серафим Огурцов принес артисту новую волну популярности.
Был Кутузов у того же Рязанова в «Гусарской балладе» – утверждать комедийного артиста на роль полководца начальство поначалу категорически не хотело. Что это получится, товарищи? Это же фарс получится! Это же память Кутузова будет оскорблена! Ильинский и сам не очень-то рвался в фельдмаршалы: роль небольшая, да и герой много старше, на экране все это будет выглядеть неестественно. Только благодаря хитрости режиссера все же сыграл Кутузова. И как сыграл! Эльдар Рязанов писал: «Игорь Владимирович сам увлекся ролью, разошелся, понял, что, несмотря на малый объем, она действительно очень значительна, и с удовольствием ее играл. Его Кутузов обаятелен, хитер, мудр, добр, очень значителен и вызывает, с моей точки зрения, не только смех, но и любовь зрителя. Именно любовь. А это чувство выжать из зрителя ох как нелегко!» Кстати, популярную фразу: «А девкой был бы краше» – придумал сам Ильинский.
Но когда фильм уже готовился выйти на экран, возмутилась министр культуры Екатерина Фурцева: образ русского полководца искажен! Вызванному на ковер Рязанову министр сказала: «Я очень люблю Ильинского, он – превосходный комик, но Кутузов... Это бестактно! Зритель будет встречать его появление хохотом». Требование переснять сцены с Кутузовым поставили съемочную группу в тупик: по сути, это был конец. Все они были сняты зимой, а приказ Министерства вышел в августе. И как все эти манипуляции объяснить самому Ильинскому, которого с таким трудом удалось уговорить сниматься? Помогло чудо, иначе и не скажешь. Фильм посмотрели в редакции «Известий», главным редактором которых был зять Хрущева Алексей Аджубей. Через два дня в газете появилась рецензия – фильм хвалили, а особенно Игоря Ильинского за роль Кутузова. И вскоре «Гусарская баллада» вышла в прокат.
Любопытно: Ильинский не любил большинство комедий, в которых снимался. И выключал телевизор, когда их показывали. Говорил: «этот балаган». Он всегда хотел чего-то большего, чем просто смешить. Такова была природа, нет, масштаб его таланта. Не только яркая комедийная форма интересовала его. Сатира, гротеск, гипербола, множественность оттенков, мастерство перевоплощения – конечно, да! Но и склонность к лирике, к драматизму, передаче человеческих чувств. Как он играл в Малом театре Акима в толстовской «Власти тьмы», Фирса в «Вишневом саде» – потрясая, поражая пронзительностью, глубиной, трагизмом. Его Лев Толстой в спектакле «Возвращение на круги своя» – вершина актерской игры. Ильинский не был актером одной краски, комическое и трагическое отпущено было ему поровну.
И когда в 1971 году по телевизору показали фильм «Эти разные, разные, разные лица» все поняли: Ильинский – артист, которых может сыграть в буквальном смысле все и всех. В этой ленте, в основу которой положены рассказы Чехова, Игорь Владимирович был и англичанкой-гувернанткой, и чиновником, и помещиком, и полицмейстером. Смешным и нелепым, жалким и грозным, хамоватым и стеснительным. В 70 лет Игорь Владимирович Ильинский в очередной раз удивил всех. 

***
На самом деле никого он удивлять и поражать не стремился. Он вообще был довольно стеснительным человеком, во что сложно поверить, зная его роли. Тем не менее это так. Он и влюбился первый раз довольно поздно – в 23 года, в молодую артистку Таню. Вместе им пришлось пережить разрыв с Мейерхольдом, увольнение из театра, невероятную популярность Ильинского, фильмы с участием которого смотрела вся страна. А потом ему одному довелось пережить горе: в 1945 году внезапно умерла Таня. И тогда он принял решение уйти из жизни: купил бутылку с усыпляющим газом, снотворное. Что-то в последний миг остановило. Но работать он не мог – уехал из Москвы, ушел из театра. Это горе почти сломило его, лишило возможности дышать. Только через несколько лет он пришел в себя. И увидел ее – Таню.
Да, ее тоже звали Татьяной – молодую актрису, приглашенную в Малый театр из Тамбова. Он поздравил ее с Татьяниным днем – этот день всегда будет для него особым. Татьяна Александровна Еремеева вспоминала: «Потом он позвал меня на свой концерт. И я увидела, что же это был за артист. Нет, он вовсе не комик, как его называют многие. Он – Мастер. Как он читал «Старосветских помещиков» Гоголя! Люди в зале сидели в полузабытьи. А однажды Игорь Владимирович пригласил меня поехать с ним на дачу. Говорит: «Отдохнете час-другой, и я вас привезу обратно». Я согласилась. Дача у Ильинского находилась во Внуково. Помню, мы сидели на балкончике. Он в какой-то залатанной фуфайке, в спортивных штанах. Рассказывал о себе только плохое. Дескать, сестре своей, которая в Прибалтике живет, мало помогаю, покойной жене мало внимания уделял, да и, вообще, характер скверный. И тут я поняла, каким он все-таки был одиноким человеком, совершенно не приспособленным к жизни, к быту. Перед отъездом на летние гастроли Ильинский позвал меня к себе домой и сделал мне предложение. В эту ночь, оставшись одна, я поняла, что люблю его и готова выйти замуж».
Эта была поздняя любовь и потому, наверное, очень сильная и верная. Ему – 49 лет, ей – 37. Они удивили одних и разозлили других: многие были уверены, что Еремеева вышла замуж за известного артиста, увенчанного званиями и наградами, по расчету. А они прожили вместе 36 лет. Татьяна стала матерью его единственного сына Володи. Позднее сам Ильинский писал: «Я поздно стал отцом. Лишь после пятидесяти лет я познал великое чувство отцовства. С грустью и недоумением думаю, ведь могло случиться так, что я не испытал бы этого». Позднее его счастье стало настоящим. Он очень хотел венчаться с Татьяной, но и думать об этом было невозможно – 50-й год на дворе. А вот сына он тайно, но крестил. Сам был человеком набожным, часто посещал церковь.
И очень удивил жену, вдруг вступив в 1960 году в Коммунистическую партию. Начальство, впрочем, давно его уговаривало: ну, как же так, такой уважаемый человек, знаменитый артист и не член партии? Он отказывался, объяснял, что верующий – признаться в этом в атеистические годы не боялся. И сдался, только когда услышал от райкомовского работника: «Вступив в партию, вы сможете помочь многим своим друзьям и коллегам».
Он действительно помог многим. С квартирами, путевками, званиями, лечением и даже… с местом на кладбище. Хоронить на престижном Новодевичьем начальство категорически отказывалось Самуила Маршака и художника Василия Камарденкова. Пришел Ильинский в дирекцию: «Когда я умру, я ведь имею право лежать на этом кладбище? Если да, тогда похороните вместо меня моего друга». Отказать ему не смогли.
Но до чего же мучительны были для него все эти партсобрания: «на повестке дня», «кто за? кто против?». Однажды сказал жене: «Танюша, я – несчастный человек. Мне так не нравится все, что там происходит... Я хочу выйти из партии». Она еле уговорила его не делать этого: выход из партии означал бы крах карьеры не только самого Ильинского, но и сына, который тогда еще учился в институте. 

***
В последние годы жизни Игорь Владимирович очень плохо видел, у него отслоилась сетчатка. Но он продолжал работать, записал на радио несколько литературных передач. Своего Фирса в спектакле «Вишневый сад» играл, практически ничего не видя. Специально для актера за кулисами ставили специальный маячок, чтобы он, ориентируясь по нему, выходил на сцену. Но однажды – дело было во время гастролей – едва не вышел в зрительный зал, другие актеры успели вернуть его. И, как приговор, прозвучало: «С театром кончено. Я не вижу…»
13 января 1987 года его не стало. Однажды он пошутил: «Цифра «тринадцать» вполне приличная, но от нее можно ожидать любых неприятностей»…

Маша КАССАНДРОВА