Без права на ошибку:

Как пилоты сажали авиалайнеры на воду и в поле без топлива и электропитания

15 августа авиалайнер Airbus A321-211 авиакомпании «Уральские авиалинии» должен был выполнить плановый рейс по маршруту ЖуковскийСимферополь. Однако во время взлета самолет столкнулся со стаей чаекони попали в двигатели, в результате чего те отказали. Казалось бы, шансов у находящихся на борту не было, но экипаж смог благополучно посадить авиалайнер на кукурузное поле.

Выжили все 226 пассажиров и семь членов экипажа, 74 человека получили различные травмы. За это пилотам Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину было присвоено звание Герой России, а пятеро бортпроводников награждены орденом Мужества.

Самолеты считаются одним из самых безопасных видов транспорта. Однако каждое авиационное происшествие многих вгоняет в панику – сложно представить себе, что чувствуют люди, находящиеся на огромной высоте, когда положение становится опасным. В такой ситуации спасти всех может только экипаж. «Вести» решили вспомнить события, в которых пилоты совершали невероятное.

Чудо на Гудзоне

Аварийная посадка А320 на Гудзон – пожалуй, самое известное из подобных авиационных происшествий. Оно произошло 15 января 2009 года – причем по той же причине, что и ЧП под Жуковским. Авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways выполнял плановый рейс по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл, но спустя всего полторы минуты после взлета столкнулся со стаей канадских казарок, из-за чего оба двигателя отказали.

Пилоты смогли развернуть следовавший на север лайнер в обратную сторону, спланировали над рекой Гудзон, едва не задев мост Джорджа Вашингтона, и приводнили тяжелую заправленную машину, рассчитав все так, чтобы самолет не только не разрушился, но и остался на поверхности воды.

Пассажиры вышли на обе плоскости крыла, откуда их эвакуировали паромами и катерами. Выжили все находившиеся на борту 150 пассажиров и пять членов экипажа. 83 человека получили ранения, большинство – незначительные. Самолет сегодня представлен в Музее авиации «Каролинас» в Шарлотте (Северная Каролина).

Планер Гимли

Эта история давняя, но ничуть не менее удивительная. 23 июля 1983 года Boeing 767-233 авиакомпании Air Canada летел по маршруту Монреаль – Оттава – Эдмонтон, однако в пути у него закончилось авиатопливо. Двигатели остановились.

В дальнейшем расследование покажет, что все произошло из-за неисправной системы индикации количества топлива, перехода Канады на метрическую систему и, конечно, человеческого фактора. Однако на тот момент пилоты знали лишь то, что им нужно как-то посадить самолет – а ведь Boeing 767 получает электричество от генераторов, приводимых в движение двигателями, так что в отсутствие топлива электросистема лайнера была обесточена. Работали только резервные приборы.

Первый план – долететь до аэропорта в Виннипеге – оказался невозможным. Командир воздушного судна имел навыки планирования, но для посадки не хватило бы высоты. Было решено лететь до военного аэродрома Гимли. Однако экипаж не знал, что авиабаза уже не используется по назначению, а в тот день там и вовсе проводился праздник местного автоклуба – местная взлетно-посадочная полоса служила трассой для автомобильных гонок.

Несколько маневров, в которых все решали секунды, и вот – колеса шасси коснулись ВПП. Во время торможения нос судна коснулся бетона, начался пожар. Но пассажиров успели эвакуировать, огонь быстро погасили автолюбители. 61 пассажир и восемь членов экипажа выжили, десять человек получили легкие травмы. Не пострадали и собравшиеся на полосе – лайнер остановился менее чем в 30 метрах от них. С тех пор этот борт получил неофициальное название «Планер Гимли»; правда, в прошлом году самолет разобрали.

Иди на Неву!

Чудеса происходили и в отечественной истории авиаполетов – чего стоит одна только знаменитая посадка Ту-124 на Неву, случившаяся 21 августа 1963 года в Ленинграде. Этот инцидент – один из семи случаев в мире, когда вынужденная посадка пассажирского авиалайнера на воду обошлась вообще без жертв.

Самолет должен был лететь из Таллина в Москву. Однако вскоре после взлета экипаж обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило – она убралась только наполовину. Выпавший шаровой болт потом найдут на взлетной полосе. Вернуться в аэропорт вылета не позволил туман, поэтому диспетчеры отправили самолет сажаться «на брюхо» на аварийную грунтовую полосу в ближайший аэродром «Шоссейная» (ныне – «Пулково»). Там сразу встали наизготовку все экстренные службы.

Авиалайнер кружил над Ленинградом, вырабатывая топливо. Высота была небольшая – пилоты беспокоились, что возникнет декомпрессия. Пока кружили, экипаж пытался выбить заклинившее шасси через дыру в фюзеляже, однако ничего не получалось. Стюардессы в это время отвлекали пассажиров разговорами.

Спустя час на восьмом круге, когда борт находился в 21 км от аэропорта, остановился левый двигатель. Почему – точно до сих пор неизвестно. То ли пилоты перестарались и выжгли слишком много горючего, а датчики барахлили, то ли топливо просто не поступало в двигатель…  Тогда это было неважно – нужно было сажать самолет. Диспетчерские службы разрешили лететь через центр города, но после смены курса отказал и второй двигатель. Махина быстро приближалась к Исаакиевскому собору.

Второй пилот Василий Чеченов крикнул командиру судна Владимиру Мостовому: «Иди на Неву!». Он служил в морской военной авиации и неоднократно сажал железные машины на воду в шторм. КВС доверился товарищу и передал ему управление. Самолета уже не было ни на одном радаре – лайнер летел слишком низко для локаторов.

Ту-124 пролетел в десятках метров над Большеохтинским мостом, едва не задел еще строящийся мост Александра Невского и приводнился рядом с Финляндским железнодорожным мостом. Все это – всего за 14 секунд.

Василий Чеченев сделал все максимально грамотно: самолет не развалился на части, не нырнул в воду и не ударился хвостовой частью фюзеляжа по воде. Ни один человек не получил даже царапины или ушиба. Все 45 пассажиров и семь членов экипажа живыми и невредимыми сошли на берег после того, как проходивший мимо паровой буксир оттолкал машину к берегу.

Самолет несколько лет служил тренажером в Кирсановской авиашколе, затем был утилизирован. Пилотов же сначала хотели наказать, затем наградить, но в итоге компромиссно не сделали ничего – и их подвиг остался лишь в истории. К слову, говорят, что в тот день на борту Ту-124 находился будущий патриарх Алексий II.

Таежный смотритель

А был случай, когда пассажиры за свое спасение благодарили не только пилотов и бога, но и одного неравнодушного человека. Речь идет об аварийной посадке Ту-154 авиакомпании «Алроса» в Ижме, произошедшей 7 сентября 2010 года. Борт выполнял пассажирский рейс из якутского города Удачный в Москву. Все шло штатно, пока через 3,5 часа после взлета в авиалайнере не исчезло электропитание. Отключились все бортовые навигационные системы – автопилот, навигация, остановились топливные насосы. После выяснится, что произошел тепловой разгон аккумулятора, приведший к короткому замыканию.

В машине осталось только 3300 килограммов авиатоплива, которого достаточно, чтобы продержаться в воздухе полчаса. До всех ближайших аэродромов было дольше. Никакие действия пилотов не давали результата, положение самолета контролировалось по визуальным ориентирам, а связь диспетчерских служб с лайнером была потеряна после снижения борта до высоты 3000 метров. Экипаж уже был готов сажаться на берегу или реке, но случайно заметил аэродром Ижмы.

Его не было на картах – ранее этот аэропорт использовался местными воздушными линиями, но давно закрылся и эксплуатировался только как вертолетная площадка. Однако за выведенной из эксплуатации взлетной полосой следил начальник вертолетной площадки Сергей Сотников – следил 12 лет, по собственной инициативе, добросовестно. Поэтому на ВПП не было мусора, кустарников и посторонних объектов. Во многом именно благодаря ему посадка оказалась удачной.

С третьего захода пилоты приземлили авиалайнер на полосу. Она была слишком короткой для Ту-154, поэтому самолет выкатился на 164 метра в кустарник и мелкий лес. Но в результате не пострадал никто из 72 пассажиров, в том числе и беременная женщина, и девяти членов экипажа.

Погода в тот день была пасмурной, влажность – большой, температура – низкой. Посадка в таких метеоусловиях аварийного самолета со сниженной управляемостью на короткую и непригодную взлетную полосу стала настоящим чудом.

За это чудо командиру судна Евгению Новоселову и второму пилоту Андрею Ламанову было присвоено звание «Герой России». Члены экипажа были награждены «Орденами Мужества». Сергей Сотников стал лауреатом премии имени Владимира Высоцкого «Своя колея» «за верность долгу, профессионализм и личное мужество» и лауреатом премии газеты «Аргументы и Факты» «Национальная гордость России». Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

А этот Ту-154 после ремонта еще восемь лет эксплуатировался на регулярных рейсах авиакомпании «Алроса», получив собственное имя «Ижма». Сегодня он находится в музее авиации в новосибирском аэропорту Толмачево. В последнем полете лайнера командиром экипажа был Андрей Ламанов. Евгений Новоселов встречал самолет на земле.

***

В международной истории авиации накопилось немало инцидентов, в которых смелые летчики проявляли недюжинное мужество и профессионализм. Их не пугали ни горячий пепел от вулкана, ни отсутствие передних шасси, носа и даже крыши самолета. А однажды сам командир судна оказался за бортом на высоте 5000 метров – удивительно, но он остался жив и через пять месяцев даже вернулся за штурвал.

Так что, оказываясь в самолете, определенно стоит рассчитывать на профессионализм экипажа. Ну, а в случае чего, можно стать очевидцем очередного чуда.

Татьяна ТУКТАМЫШЕВА