Сергей Мухин: «Многие регионы мечтают о такой мощной поддержке местного самоуправления, как в Ленобласти»

Ежегодно 21 апреля в России отмечается День местного самоуправления. Традиционно в преддверии этого праздника руководители всех муниципальных образований Ленинградской области собираются вместе, обсуждают насущные вопросы, намечают пути их решения. Так было и в этом году – 19 апреля Совет муниципальных образований Ленинградской области (СМОЛО) собрался в городе Кингисеппе – уже в 14­-й раз. Муниципалам было о чем поговорить, какие проблемы обсудить. К слову, в нашем регионе – 217 сельских и городских поселений и 18 муниципальных образований второго уровня.
«Вести» взяли интервью у председателя Президиума Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области», который одновременно возглавляет администрацию Бокситогорского района, Сергея МУХИНА.

– Сергей Флегмонтович, Совет муниципальных образований как орган межмуниципального сотрудничества работает в Ленинградской области уже 13 лет. Как за эти годы он повлиял на жизнь региона?
– Тринадцать лет местного самоуправления – много это или мало? Местное самоуправление в Европе насчитывает более 160 лет. Известно, что в основу нынешней модели местного самоуправления в России положена германская модель. У нашего ближайшего соседа – Финляндии – муниципалы учатся формам и методам самоорганизации местных сообществ.
Вместе с тем нас трудно сравнивать с Европой. В принятой российской модели не учтены масштабы территории и, отсюда, плотности населения. В территориальной организации местного самоуправления была допущена существенная ошибка. В ходе административно-территориальной реформы бывшим гор­- и сельсоветам, отвечавшим в советское время за местное хозяйство, были приписаны земли нескольких категорий, распоряжение которыми оставалось за государством; это земли лесного, водного фонда, промышленного и специального назначения, сельхозземли и другие. В то время как районы остались без территорий.
С 1 января 2006 года все вопросы местного значения, начиная с образования, здравоохранения, социальной защиты, ЖКХ, распоряжения землей и так далее, муниципалы начали исполнять в полном объеме. Понятно, что кому-то пришлось достаточно непросто. Методик, положений, порядков их выполнения не существовало, во многом действовала советская нормативная база.
Конечно, на местах было сделано немало ошибок, но движение вперед началось. Государство признало своими полномочиями сферы образования, здравоохранения, социальной защиты. Поселения начали передавать часть своих полномочий, в которых требуются высококвалифицированные специалисты, районам – архитектура и территориальное планирование, бюджеты, распоряжение землей. При этом поселения сохранили за собой свои исторические функции по организации местного хозяйства и ряд новых вопросов – развитие малого, среднего бизнеса, учет недвижимости и распоряжение имуществом, а в последние годы – внедрение электронных технологий на всех этапах управления территориями и взаимодействия с населением.
За эти годы наработана мощная нормативная правовая база, я бы даже сказал излишне мощная, регламентирующая каждый шаг управленца, о чем недавно говорил наш Президент Владимир Путин.
Все 13 лет наш Совет муниципальных образований исполнял свои главные функции: проинформировать, разъяснить многочисленные новации в действующем законодательстве; показать наиболее эффективные формы и методы, передовой опыт исполнения полномочий; довести до органов государственной власти коллегиальное мнение, предложения по тем или иным вопросам местных сообществ, проектам нормативных правовых актов, то есть вооружить муниципалов актуальной информацией для решения практических вопросов.
Положительная динамика области налицо. Я это знаю и по общению со своими коллегами из других субъектов Федерации, которые и мечтать не могут, чтобы на реализацию программ, коротко говоря, старост и инициативных комиссий, областной бюджет ежегодно выделял около полумиллиарда рублей. Не зря жители назвали эти проекты «1000 добрых дел». По многим показателям социально-экономического развития область перекрыла наивысшие достижения советского периода. В этих результатах есть и вклад муниципалов, нашего Совета.
– Насколько часто проходят заседания Совета, какие вопросы там обсуждаются? Что больше всего волнует жителей поселений области?
– Ассоциация работает строго по регламенту – Президиум заседает один раз в квартал, общее собрание проходит раз в год. Например, в прошлом году на заседании Президиума обсуждались вопросы «мусорной» реформы, перехода на сбор, вывоз твердых коммунальных отходов на основе Регионального оператора; укрепления доходной базы местных бюджетов; оказания жителям бесплатной юридической помощи; обеспечения доступности услуг транспорта, связи, почты, телевидения для жителей сельской местности и ряд других. Болевые точки – это экология, рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, состояние дорог, особенно в сельской местности.
– Приглашаете ли вы к участию в заседаниях представителей правоохранительных органов, других организаций? Как в более широком смысле идет сотрудничество с различными учреждениями?
– Без участия представителей исполнительной и законодательной власти Ленинградской области, федеральных ведомств, таких как Федеральная налоговая служба, Росреестр, МЧС и ряда других, не проходит ни одно заседание Президиума Совета или общее собрание муниципалов. В целом сложились уважительные и доверительные отношения между представителями муниципального сообщества, органов и организаций, поскольку нас объединяют общие цели – решение конкретных вопросов для повышения качества жизни населения.
Мы взаимодействуем с правоохранительными органами. Появились новые формы взаимного влияния – через Общественные советы при управлениях МВД, Следственного комитета. Наметилась тенденция снижения многочисленных проверок органов местного самоуправления, отнимающих много сил и времени. За прошлый год их число сократилось более чем на 10% и составило почти 1800. Хотелось бы меньше. К чести наших коллег, очень редки случаи утраты доверия, привлечения муниципалов к уголовной ответственности.
– Решение какой проблемы вы могли бы привести в качестве наиболее яркого примера работы Ассоциации?
– Итоги Международного проекта о сельских старостах, который мы организовали совместно с муниципалами Латвии в 2012­2013 годах, широко известны в России, федеральных органах государственной власти, включая Администрацию Президента РФ и Государственную Думу. Эти итоги повлияли на принятие в прошлом году дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части признания статуса «старосты» как формы местного самоуправления. Открылись новые возможности для самореализации сельского населения. Старосты появились более чем в половине регионов России.
– Следует ли, на ваш взгляд, что-либо менять в работе Совета, или она вас полностью устраивает?
– Новая форма местного самоуправления – старосты – требует дополнительной организационной и информационной поддержки. Сейчас мы ищем соответствующие формы взаимодействия, учитывая, что старост у нас более полутора тысяч.
– Есть ли регион, чей опыт в сфере местного самоуправления был бы полезен ленинградским муниципалам?
– Да, конечно. Например, по организации газификации жилого фонда в Белгородской области, развитию потребкооперации в Липецкой области, работе в рамках федеральных программ в республике Татарстан. Да и у наших соседей эстонцев есть чему поучиться – они за короткое время модернизировали водноканализационное хозяйство в сельской местности на основе станций водоочистки, водоподготовки контейнерного типа по лизингу.
– У многих людей возникает чувство, что реформа местного самоуправления – процесс бесконечный. Как она происходит сейчас на территории Ленинградской области?
– Я остановился на этой теме ранее. Мы – и Россия, и муниципальное сообщество – в начале долгого пути. Реформы неизбежны, важен результат. А для Ленинградской области он – позитивный. И это главное. Кроме того, как все мы знаем, нет предела совершенству.

Беседовал Михаил КОЗЛОВ

 

ДОРОГИЕ ЗЕМЛЯКИ!

Как и всегда, мы встречаем день рождения любимой Ленинградской области тысячами добрых дел – чистотой улиц и площадей, уютом скверов и парков, игровыми и спортивными площадками для наших детей, а главное, с уверенностью, что мы можем и сделаем многое.

Надо только мечтать, деятельно мечтать, как мечтали наши деды и прадеды в самые тяжелые периоды нашей истории. Помните, как у В. Маяковского: «Через четыре года здесь будет город-сад». Общественная идея – огромная сила, она объединяет людей и меняет мир, даже при отсутствии ресурсов.
Каждый уголок нашей области несет такую идею, она в нашем прошлом – его людях, событиях, культурном наследии, в его настоящем – замечательных земляках, обычаях, традициях, богатстве природы.
Пусть в каждой деревне, селе, городе появится своя, особенная, общественная идея. Пусть еще краше станет родная земля!
Нам в помощь национальный проект «Жилье и городская среда», федеральный проект развития сельских территорий, областные программы в поддержку старост и инициативных комиссий.
С праздником!
К новым свершениям!

Исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области» А.А. БОНДАРЬ