Каменные глыбы развалин усадьбы Власово (деревня Кирово Волосовского района Бегуницкого сельского поселения), последними владельцами которой были представители рода Остен-Сакен, превратились в хрупкое воспоминание о былых временах. Чудом сохранившейся фамильный склеп, словно каменная глыба, возвышается над кронами деревьев старинного парка.

Остен-Сакен – русские графы и бароны шведского происхождения, переселившиеся в 14 веке в Курляндию. В России с первой половины 18 века. В 1874 году барон Людвиг Егорович Остен-Сакен (25.11.1836 – 12.07.1909) приобретает имение Власово у вдовы Александры Ивановны Дубельт (Базилевская). Людвиг Егорович служил в лейб-гвардии Гродненском гусарском полку и вышел в отставку в звании полковника. Его женой была баронесса Александра Александровна (05.01.1849 – 05.08.1930), урожденной Теттенборн. Дочь барона, генерал-майора Александра Карловича Теттенборн и Натальи Ивановны (Базилевская).
Людвиг Егорович скончался от «паралича сердца» в своем имении Власово 12 июля 1909 года. Отпевание проводил пастор молосковицкой кирхи. Его похоронили 14 июля пополудни на холме в лесопарке мызы. Через год над его могилой сыновья соорудили склеп-памятник, сложенный из дикого камня.

После его смерти имение площадью 3170 десятин с обширным хозяйством, каменоломней и кирпичным заводом перешло сыновьям. Их в семье Остен-Сакен было четыре – Иван, Константин, Александр, Василий. Иван родился 10 января 1872 года в Санкт-Петербурге. В 1894 году окончил Императорский Александровский лицей, затем 6 лет прослужил в министерстве земледелия и государственных имуществ. В 1900 году перешел в канцелярию Императрицы Александры Федоровны. С 1897 года одновременно состоял депутатом Санкт-Петербургского губернского дворянского собрания от Петергофского уезда и гласным Петербургского и Петергофского уездных земств. Кроме того, он был выбран почетным мировым судьей Петергофского уезда и членом совета Санкт-Петербургского Ольгинского детского приюта трудолюбия.

28 апреля 1902 года И.Л. Остен-Сакен женился на Марии Рафаиловне Николаевой дочери художницы, меценатки и коллекционера Марии Клавдиевны Тенишевой. Свободное время они проводили в родовом имении жены Талашкино или во Власово. Иван Людвигович был известен как заядлый игрок. Из-за чего весной 1906 года ему пришлось заложить дом своей жены на Английской набережной на 37,5 лет под 100 000 рублей. Долги продолжали расти, и 23 марта 1909 года в особняке он покончил жизнь самоубийством, оставив жену с шестилетней дочерью Ольгой.
Александр (17.12.1875 Санкт-Петербург – 12.09.1938 Берлин) – вольноопределяющийся лейб-гвардии Преображенского полка. Состоял на различных государственных службах. После революции эмигрировал за границу. Похоронен на православном кладбище Тегель Берлин.

29 декабря 1881 года у Александры Александровны и Людвига Егоровича родился сын Василий. Его крестили в Александровском соборе на Васильевском острове. В.Л. Остен-Сакен был председателем Петергофской земской управы. 15 февраля 1913 Высочайшим указом ему дозволено присоединить фамилию Теттенборн и именоваться с потомством бароном фон дер Остен-Сакен-Тетенборн. После революции эмигрировал за границу. Был управляющим делами «Организации защиты интересов русских беженцев в Германии» и секретарь «Русско-Германского клуба», попечитель имущества Свято-Князь-Владимирского Братства. Скончался 9 июля 1949 года в Буэнос Айрес Аргентина.
В отличие от братьев, Константин остался в России. Трагически сложилась его судьба. Он родился 28 февраля 1874 года в Варшаве, в 1898 году окончил Санкт-Петербургский Императорский университет. В 1915 году служил в 35-й Смоленской ополченческой дружине в чине подпоручика. После революции с матерью Александрой Александровной проживал в Петрограде (Ленинграде) в квартире на улице Якубовича дом 24. Работал старшим архивистом в Государственном Гидрологическом Институте. 20 сентября 1930 года его арестовали ПП ОГПУ в Ленинградском военном округе по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-6 УК РСФСР (шпионаж). Постановлением ПП ОГПУ от 2 января 1931 года осужден к 5 годам лишения свободы. Срок наказания был отправлен отбывать в Слаг (Соловецкий лагерь особого назначения). После отбытия двух лет наказания выслан в город Грязовец Вологодской области.

3 июля 1937 года Вологодский региональный комитет ВКП(б) разослал шифрованную телеграмму «о необходимости принятия мер в отношении бывших кулаков и уголовников. Наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и расстреляны, а остальные, менее активные, переписаны и высланы в районы по указанию НКВД», – говорится в архивных документах. Согласно данным вологодских архивов, только за 10 месяцев (конец 1937 – начало 1938 года) решением УНКВД по Вологодской области к высшей мере наказания было приговорено 2090 человек, а 2615 отправлены в лагеря сроком на 8-10 лет. 4 декабря 1937 года в Вологодской области за контрреволюционные преступления было осуждено 289 человек, из них 234 приговорено к высшей мере наказания. В этот список попал и К.Л. Остен-Сакен. Он был арестован 3 ноября 1937 года за «активную контрреволюционную деятельность и шпионаж» и через месяц осужден к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 8 декабря 1937 года в Вологде. Место захоронения неизвестно.

Определением Военного Трибунала Беломорского военного округа от 9 апреля 1956 года постановление УНКВД по Вологодской области от 4 декабря 1937 года в отношении К. Л. Остен-Сакен отменено за недоказанностью обвинения.
После революции имение Власово было национализировано. На его базе организовали колхоз имени НКВД (затем ставшему в 1940 году совхозом имени Кирова). С тех пор деревня сменила свое название на Кирово и об имении Власово уже никто не вспоминал. В бывшем барском доме на разных этажах располагались правление колхоза, магазин, школа и столовая. В остальных трех домах, некогда предназначавшихся для рабочих баронского имения и сохранивших с тех пор название «казармы», обитала основная часть населения деревни.
Сейчас в усадьбе мало что осталось от построек. На месте господского дома и служб выросли современные строения, лишь дорога, ведущая к ним, и склеп в глубине старинного парка напоминают о прежних владельцах.
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ
Специально для газеты «Вести»