Командовать парадом больше некому

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

8 февраля не стало Сергея Юрьевича Юрского. Какая простая и одновременно сложная для осознания фраза. Не стало… Гениальный Остап Бендер, обаятельнейший дядя Митя, несмотря ни на что сохранивший достоинство и честь Груздев, незабываемый Викниксор – все это был он. Актер, который и на сцене, и в жизни оставался честным, интеллигентным, справедливым и бесконечно мудрым.

НЕ ЮРИСТ, НО АКТЕР
Сергей Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде в семье художественного руководителя Московского цирка на Цветном бульваре дворянина Юрия Жихарева, взявшего себе псевдоним Юрский, и учительницы музыки Евгении Юрской-Романовой.
Будущий актер провел детство в цирковом закулисье, но, окончив среднюю школу с золотой медалью, по стопам отца не пошел и без экзаменов поступил в Ленинградский университет им. А.А. Жданова – на юридический факультет. Однако уйти от своей творческой натуры не получилось – во время учебы Юрский участвовал в постановках Театра-студии ЛГУ, а после третьего курса поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского.
Талант студента заметили быстро, и уже после второго курса, в 1957 году, Сергей Юрский начал работать в Большом драматическом театре имени М. Горького. И сразу – под руководством Георгия Товстоногова.
Первой стала роль Олега Савина в спектакле Игоря Владимирова по пьесе Виктора Розова «В поисках радости». Затем – участие в постановках Н. Рашевской, Г. Товстоногова, Э. Аксера… Через десять лет он – один из ведущих актеров товстоноговской труппы, в его коллекции – роли Эзопа, Диона, Виктора Франка и других.
Самыми яркими, без всяких сомнений, стали роли Тузенбаха в чеховских «Трех сестрах» и, конечно, Александра Чацкого в спектакле «Горе от ума». Эта актерская работа признается едва ли не гениальной, а Юрского называют лучшим Чацким страны.
Однако именно с этой роли началось негативное внимание цензоров к актеру, которое усилилось после того, как в 1974 году он срежиссировал и сыграл главную роль в «Мольере» по Булгакову. Публика восприняла спектакль сумасшедше – успех был оглушительный, однако гастроли в других городах оказались под запретом.

«А ОНА МНЕ – МИТЮНЮШКА…»
Параллельно работе в театре Юрский снимался в кино – оно и принесло ему огромную известность. Дебют Юрского на большом экране состоялся еще в 1957 году, когда он сыграл безымянного гражданина в шляпе в фильме «Улица полна неожиданностей».
Первой же крупной работой на этом поприще стала роль Чудака в комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Больше двадцати лет фильм, неодобренный властями за «нехватку идейной концепции и ясной философской позиции», пролежал на полке и вернулся на экраны только в 1988 году.
Затем был «Время, вперед!» и, конечно, «Республика ШКИД». Юрский, как и Виктор Николаевич Сорокин (или Викниксор), сам был интеллигентом, достойным, мудрым и справедливым человеком, а потому и роль получилась правдивой.
Но всесоюзную славу актеру принесла роль Великого Комбинатора – Остапа Бендера в фильме «Золотой теленок». Работа стала просто-таки судьбоносной, а ведь Юрский мог и не сыграть в этом фильме – на роль претендовали и Владимир Высоцкий, и Владимир Басов, и Александр Пороховщиков, и Арчил Гомиашвили (позже он сыграет Бендера у Гайдая).
Бендера в исполнении Юрского называют лучшим в истории кино, хотя авантюриста играли и Олег Меньшиков, и Андрей Миронов. У каждого Великий комбинатор свой, и у Юрского он серьезный, трагикомичный, интеллигентный. Актер отмечал, что Остап Бендер для него – тот же Чацкий, «абсолютно положительный герой».
Не менее значимой стала роль всенародного любимого дяди Мити в «Любовь и голуби» – смешного, но обаятельного и смекалистого старика, любящего выпить. Легендарное «Я ей говорю «Санюшка», а она мне – «Митюнюшка» помнят миллионы зрителей. К слову, Юрскому тогда было всего 49 лет, а его жене, Наталье Теняковой, которая и в фильме стала его супругой, не было и сорока – однако баба Шура получилась отменная.
Всего он снялся почти в полсотне кинолент, был и импровизатором, и полицейским приставом, и диктатором, и американским шпионом, и хранителем сказок. Сыграл и Ивана Груздева в культовом пятисерийном детективе «Место встречи изменить нельзя», и мэтра Роше в «Ищите женщину». В 2009 году он сыграл отца Бродского – а когда-то, еще в Ленинграде, он был близким другом самого опального поэта.
Одной из последних стала роль Сталина в фильме «Товарищ Сталин». К нему, как и в целом к политике, у Юрского было вполне определенное отношение: лучше не приближаться. Однако актеру было интересно понять, что творилось в голове у Сталина, кем и каким он был. В любой своей роли он искал что-то человеческое – даже в злодеях.
И каждая его работа была уникальной, каждая стала эталоном мастерства. И пусть их не так много, как могло бы – этого достаточно для того, чтобы Юрский остался в памяти зрителей навечно.

ОН БЫЛ САМОЙ КУЛЬТУРОЙ
Серьезным ударом для Юрского стало практически изгнание из его родного Ленинграда в конце 70-х. Допросы в КГБ, отказ «Ленфильма» от сотрудничества, обвинения в поддержке «пражской весны» и общении с Солженицыным привели к тому, что актер был вынужден уехать в Москву. Позже он напишет об этом роман «Игра в жизнь».
На некоторое время актер отошел от привычной театральной жизни и сосредоточился на сольных моноспектаклях. Сергей Юрьевич был неповторимым чтецом – таких, как говорится, уже не делают. Он читал Мандельштама, Бродского, Зощенко, создал 15 программ современных и классических авторов. Очень любил Пушкина – и даже ушел из жизни в день дуэли поэта.
Прекрасное владение голосом и интонациями позволило ему проявить себя и в озвучке мультфильмов, и в дублировании иностранных фильмов.
В столице он стал актером, а затем и режиссером Театра имени Моссовета – в частности, там он по пьесе Островского поставил спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше», который стал последним для Фаины Раневской. Их дуэт в этой постановке был поистине шедевральным.
Последний спектакль в этом театре Юрский поставил в мае прошлого года. «Reception» рассказывает о самом актере – пожилом и мудром. Постановка стала, по сути, отражением личности артиста, а главной темой в ней стал поиск точки соприкосновения между прошлым и будущим, вечным и настоящим.
Кроме того, актер работал на сцене МХАТ им. А.П. Чехова, сотрудничал с театром «Школа современной пьесы», основал «АРТель АРТистов Сергея Юрского», был занят в зарубежных постановках. В 1990 году дебютировал и как кинорежиссер, сняв ленту «Чернов/Chernov» по собственной повести. Его режиссерские работы показали, что режиссер он такой же, как и актер – яркий, бескомпромиссный.
К слову, повесть «Чернов» была не единственным литературным опытом актера. Он написал несколько книг и пьес, цикл стихов, множество рассказов и очерков. Многие были выпущены под псевдонимом Вацетис.
Народный артист РСФСР, режиссер Владимир Меньшов отмечает: Юрский был не просто представителем культуры, а самой культурой.
Он был дважды женат. Со второй женой, Натальей Теняковой, Юрский познакомился в судьбоносном БДТ – там они вместе играли молодоженов в эпизодической сцене телевизионного спектакля. И с тех пор не расставались – выступали, жили, воспитывали дочь Дарью, которая тоже стала актрисой и играет в МХТ им. Чехова. Их любовь продлилась до последнего дня его жизни – и вместе с ним уйдет в вечность.
Несмотря на сложности с советским руководством, Сергея Юрского многократно отмечали наградами и в то время, и в уже современной России. В 1967 году он стал Заслуженным артистом РСФСР, а через 20 лет – народным. В его копилке премия «Кинотавр», Орден Почета, медаль Пушкина, два ордена «За заслуги перед Отечеством» – IV и III степени, и многие другие. Последним стал нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в российскую культуру».

КАМЕРТОН ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ
Про Сергея Юрского не сохранилось, наверное, никаких слухов – он был открытым, искренним, честным, настоящим рыцарем и театра, и жизни. Он никогда не молчал, если кому-то требовалась поддержка, вступался за гонимых. Причем делал это публично, сохраняя гражданскую твердость, не боясь даже советской власти – так, в 1968 году он не поддержал ввод советских войск в Чехословакию.
Юрский требовал от себя чести и порядочности – и сохранял чувство собственного достоинства до последнего дня. Он следил за происходящим в стране, не принимал несправедливость, не хотел врать и подстраиваться, через театр служил гуманизму и свободе – за это его любили и уважали все.
«Сегодня ушел из жизни выдающийся актер Сергей Юрский. Это большая потеря и для театра, и для кино, – напишет после смерти актера Максим Галкин в своем Инстаграме. – Я восхищался всегда не только его работами на сцене и в кадре, но и тонким юмором, эрудицией, статью. Для меня Сергей Юрский был камертоном интеллигентности»«.
У Юрского было какое-то особенное чутье, он был уверен, что мир находится на грани катастрофы – и своим творчеством пытался предупредить людей. Он считал, что у театра есть четкая миссия – разговаривать со зрителем об актуальных переживаниях
С этим же связано и то, что за последние десятилетия он мало снимался. Были предложения, были силы, но не было желания участвовать в том, что не нравится – в особенности, в коммерческом кино и сериалах. Юрский был артистом-интеллектуалом и не кичился этим – он просто не мог иначе. Как не мог иначе Чацкий.
«В моем понимании, Юрский – кажется, последний из списка титанов: когда великий артист – помимо того, что артист – еще и носитель великого артистического интеллекта», – отметил писатель Захар Прилепин.

ПАМЯТЬ ОСТАНЕТСЯ
Сергея Юрского не стало 8 февраля. В конце прошлого года, 23 декабря, актера госпитализировали – как сообщает ряд источников, у него было рожистое воспаление, особенно опасное для людей пожилого возраста. В Театре Моссовета заявляли, что артист находится на профилактическом лечении. В январе его выписали.
Но в прошлую пятницу ему снова стало плохо, резко подскочил уровень сахара в крови. Скорая прибыла быстро – и все равно опоздала. У Сергея Юрского остановилось сердце. Общественности об этом сообщила дочь актера.
Гражданская панихида прошла 11 февраля в Театре имени Моссовета, в котором знаменитый артист проработал до конца своей жизни. Прощание длилось несколько часов – скорбящие поклонники творчества Юрского с самого утра приходили целыми семьями. Всего церемонию посетило несколько сотен человек.
Не обошлось и без видных культурных, политических деятелей. В театр пришел министр культуры РФ Владимир Мединский, председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, вице-президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник, первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман, режиссер Сергей Женовач, гендиректор Большого Театра Владимир Урин, актеры Юрий Рост, Аркадий Инин, Вера Васильева, Евгений Герасимов, советский и азербайджанский певец Полад Бюльбюль-оглы и многие другие близкие, друзья, коллеги актера.
Большинство не могло сдержать слез. Ведущий церемонии, известный 73-летний актер Евгений Стеблов, даже упал в обморок прямо на сцене, когда зачитывал слова соболезнования. Его быстро привели в чувство. Впрочем, спокойным в этот день не был никто…
11 февраля Сергей Юрский в последний раз был на сцене – именно там был установлен гроб, со всех сторон обложенный венками и цветами. Венки, в том числе, пришли от президента России и правительства, от Союза кинематографистов и лично Никиты Михалкова. На экране позади сменяли друг друга фотографии из личного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей.
В конце панихиды вновь зазвучал знакомый всем голос: на видеозаписи Сергей Юрский читал стихи. Зал встал и зааплодировал; слышались крики «Браво!». Аплодисменты не затихали и то время, пока гроб выносили со сцены. А на улице, неподалеку от Театра Моссовета, стоял какой-то мужчина и играл на трубе.
Любимца советской публики похоронили на 21-м участке Троекуровского кладбища – рядом с Крачковской, Шаинским, Успенским.
Но долго еще не утихнут слова почтения, признания, скорби и бесконечного уважения. Их выразили и президент России Владимир Путин, и Владимир Мединский, и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев написал в своем аккаунте в Facebook: «Ушел из жизни Сергей Юрский. Актер, которому были подвластны все сценические жанры – от трагедии до гротеска. Образы его героев – это портретная галерея целой эпохи. Спектакли и фильмы с участием Сергея Юрьевича знают и любят миллионы зрителей разных поколений. Добрая память о нем, его замечательных работах останется навсегда».

 

Татьяна ТУКТАМЫШЕВА

 

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко выразил соболезнования в связи с кончиной народного артиста России Сергея Юрского.

«Не стало большого мастера сцены и кинематографа, артиста, подарившего зрителям множество замечательных, разноплановых, ярких образов. Зрители запомнили и полюбили Сергея Юрского с самых первых крупных ролей в театре и на экране. Талантливый исполнитель, он подарил нам не только своих сценических и киногероев: с его, знакомым каждому голосом, прочно ассоциируются у слушателей сотни произведений русской и зарубежной классики, которые Сергей Юрский читал с эстрады, записывал для радио и телевидения.
Жители Ленинградской области глубоко скорбят об уходе из жизни Сергея Юрского. От имени Правительства региона, от себя лично, от лица всех ленинградцев хочу выразить слова сочувствия и поддержки родным и близким Сергея Юрьевича Юрского, его коллегам по артистическому цеху, всем, кому посчастливилось лично знать этого выдающегося артиста».

Пресс-служба Губернатора и Правительства Ленинградской области