Легенда, которая будет звучать вечно

На 87­м году жизни в Париже скончался Мишель Легран. Знаменитый французский композитор был известен в России, как автор музыки к мюзиклу «Шербурские зонтики». О жизни великого автора, полувековой истории любви и гениальности – в нашем материале.

СЕМЬ НОТ КАК ПЕРВЫЕ ШАГИ

Автор удивительных музыкальных произведений родился 24 февраля 1932 года в Париже. Семья Мишеля Леграна жила общим интересом – музыкой. Его отец – не менее известный французский музыкант-­самоучка Раймон Легран. Мать Мишеля – Марсель Тер­-Микаэлян – любила музыку и играла на пианино. Однако семья распалась, когда Мишелю исполнилось три года.

Для мальчика уход отца был ударом. Матери приходилось много работать, поэтому свое одиночество маленький Мишель проецировал на музыку. Пианино стало его другом: мальчик повторял на инструменте мелодии, которые слышал по радио.

«Я разбирал звуки в своем воображении, пытался восстановить их звучание практически одними пальцами и голосом, – рассказывал композитор. – Это делало меня счастливым, помогало убежать далеко-­далеко от серой реальности».

Это увлечение привело к тому, что уже в 11 лет Мишель поступил в Парижскую академию музыки. Он обучался дирижированию у прогрессивной преподавательницы Нади Буланже, а позже получил классическое образование по классу фортепьяно в Парижской консерватории.

ВЕЧНОСТЬ ГЕНИЯ

Писатель и режиссер Жан Кокто как­то сказал: «Такт – это когда мы слишком хорошо знаем, что можем зайти слишком далеко». Эту фразу Мишель Легран сделал своим творческим девизом – он не терпел ограничений, не делил жанры и всегда требовал свободу творчества. Эти основы идеально отразились в музыке, которую композитор считал площадкой для своего самовыражения.

На творчество молодого Леграна повлиял и фильм Марселя Паньоля «Прекрасная мельничиха». В своем интервью изданию Le Monde композитор вспоминал, что в первый раз увидел этот фильм в 1948 году. На шестнадцатилетнего мальчика картина произвела огромное впечатление, особенно показанный в фильме творческий процесс сочинения музыки.

В том же возрасте будущий композитор посещает концерт великого джазового исполнителя Диззи Гиллеспи в Париже. Джаз буквально захватывает Леграна. Классическое образование и увлечение джазом приносит свои первые плоды, когда в 1955 году юный композитор уезжает на гастроли в США с первым альбомом «Я люблю Париж».

Однако с гастролей молодой Легран приезжает вовсе не с джазовым настроением, он уже увлечен рок­н­ролл музыкой. И даже какое­то время пытается вместе с друзьями популяризовать эту музыку во Франции.

В кинематографе Мишель Легран начинает работать еще в середине пятидесятых. Первые шаги нельзя назвать успешными, но он много сотрудничает с людьми «новой волны» французского кинематографа – Жаком Деми и Жан­Люком Годаром – и набирается опыта. В 1964 году успех настигает композитора, когда на свет появляется мюзикл «Шербурские зонтики».

Конечно, фильм Жака Деми прославил не только Леграна, но и открыл тогда еще молодую и неизвестную актрису Катрин Денев. Однако успех картины многие связывали именно с Мишелем Леграном – композитора к тому времени уже хорошо знали в США из­за частых гастрольных туров. Теперь же он обрел признание в кинобизнесе. В 1966 году «Шербурские зонтики» были номинированы на «Оскар» в четырех категориях, три из них были музыкальными – лучший саундтрек, запись и лучшая песня «Я буду ждать тебя» («I Will Wait For You»).

Однако «Зонтики» не получили ни одного «Оскара». По мнению американских киноакадемиков, нашлись более достойные претенденты. На некоторое время великий композитор впадает в депрессию. Чтобы найти себя, а также войти в нужное творческое русло, он возвращается во Францию. Это решение оказывается верным, потому что Легран возвращается с новыми силами в кинематограф. И уже в 1969 году получает свой первый «Оскар» за песню к фильму Нормана Джуисона «Афера Томаса Крауна».

Всего же у французского композитора три награды «Оскар». Вторую статуэтку Легран получает в 1972 году за саундтрек к фильму Роберта Маллигана «Лето 42­го», а третью награду в 1984 году за запись музыки к мелодраме Барбары Стрейзанд «Йентл». И это награды, не считая всемирно известные премии BAFTA, «Золотой глобус» и «Сезар», пять премий «Грэмми».

ЛЮБОВЬ ДЛИНОЙ В ПОЛВЕКА

Они встретились на пляже Рио­де­Жанейро в 1964 году. Мишелю было 32 года, он был женат и имел двух маленьких детей. Маше Мериль было 24 года, во Франции ее ждал любящий жених. Но кинофестиваль в Бразилии перевернул все представление о любви.

Состоявшийся музыкант и молодая актриса влюбились с первого взгляда. Ночи напролет они наслаждались обществом друг друга, музыкой и бушующими чувствами. Но недельный фестиваль кино закончился, им нужно было возвращаться домой. Ему – в Париже к жене и детям, ей – во Францию к будущему мужу.

О том, чтобы продлить недельное счастье, не было и речи. Никто из них не хотел разбивать сердце дорогим людям. Расстались по­хорошему, как бы ни было тяжело. О поцелуях, конечно, забыть было сложно. Но пообещали друг другу не искать встречи, так как были связаны обещаниями, положением и отношениями. Слово держали.

Но у судьбы были свои планы. И почти полвека спустя, Мишель встречает на премьере пьесы «Близкие отношения» Машу Мериль. Чувства вспыхнули вновь, как только он увидел ее на сцене. Больше отпускать свою любовь композитор не захотел. И в этот же вечер сделал предложение руки и сердца.

Маша отказалась, несмотря на то, что оба они теперь уже были свободны от каких­либо отношений. Однако Легран настойчив, поэтому приходит на все ее спектакли с одним и тем же вопросом. После окончания театрального сезона – они едут в загородный замок на восемь дней, где Маша все­таки сдается и отвечает «да».

Пожениться решили незамедлительно. Для этого Мишель даже сменил веру с католической на православную. Свадьба прошла в русском стиле, пел хор, играли Чайковского и Мусоргского. Мечта о светлой любви сбылась – Маша поддерживала Мишеля до самой его смерти.

Отметим, что за свою творческую жизнь Мишель Легран создал более двухсот работ, как кинокомпозитор. И вовсе не собирался выходить на пенсию. Так, в 2014 году вместе с французской оперной певицей Натали Дессе он выпустил альбом своих хитов, а в 2017 году вышла еще одна их совместная работа – «оратория для голоса и симфонического оркестра» под названием «между вчерашним и завтрашним днем» («Between Yesterday and Tomorrow»). Весной 2019 года композитор собирался выступить с концертом в Париже.

 

Ксения БОНДАРЕНКО