Милостива будет зима к людям, если после пташек на рябине останется много ягод

На Евтихия Тихого (6 сентября) день должен быть тихим, безветренным, иначе может осыпаться льняное семя. А если на Евтихия идет дождь, то осень будет сухая, а урожай на следующий год – хороший.

Обычно на Тита Листопадника (7 сентября) начинались сильные листопады. Ходили в лес по грибы: «Святой Тит последний гриб растит». Соответственно, и на столах на Тита было много грибных блюд: и жареные со сметаной грибы, и грибные пироги, и грибные супы, грубы сушили, солили, мариновали. По тому, сколько грибов в лесу, судили о будущей зиме: если грибов много, стоит ждать долгих холодов.

С Натальи Овсяницы и Адрияна Осеннего (8 сентября) начинали косить овес. «К Наталье не выкосишь овес – намотаешься до слез». Первый сноп овса по обыкновению несли с песнями в избу и ставили в красный угол под образа. Хозяйка угощала всех деженем (овсяным толокном, замешанным на молоке или на воде с ягодами) и овсяными блинами. Готовили и овсяный кисель на бруснике. Как же было в день Овсяницы не насыпать овса вдоволь и лошадям: «У сытого коня восемь ног». День убавляется примерно на три часа от летнего солнцестояния: «Петр и Павел на час день убавил, Илья Пророк два уволок, а Адриян и Наталья три утащили, канальи». Холодный утренник на Наталью предвещал раннюю и холодную зиму. Если к этому дню не опали листья с березы и дуба – зима будет суровой.

На Двух Пименов (9 сентября) ходили кланяться рябине и собирали ягоды. Очень большой урожай рябины предвещал суровые морозы. На Пименов было принято вывешивать гроздья рябины под крышей избы. В этот день рябину заваривали с чаем, варили из нее варенье, заготавливали на зиму. В народной медицине ягоды применяли как антицинготное, бактерицидное и мочегонное средство.

На Анну и Савву Скирдников (10 сентября) с полей вывозили снопы и складывали их в скирды – отсюда и название. В это время устраивали большие праздники урожая и ярмарки. Именно в этот день молились об избавлении от пьянства. А вот свататься на Анну и Савву не стоило: приход жениха в гости к родителям невесты сулил беду.

День усекновения головы святого Иоанна (Иван Постный, 11 сентября) отмечают постом. Не разрешается есть ничего круглого: ни варить щи из круглого кочана, ни срезать головки мака, ни копать клубни картофеля, ни рвать яблоки. На Предтечу сходились в одном месте запреты и соблазны, и пост поэтому переносился особенно тяжело. «Иванов пост не велик, а перед ним и Филиппов пост кулик». Начиналась заготовка разносолов на зиму. Открывались осенние торги и ярмарки. Также было принято совершать поминовение всех воинов, погибших в сражениях. Если на Ивана Постного летели на юг журавли, осень будет короткой, а снег ранним. Если скворцы долго не улетают – осень будет сухой, а если темными вечерами над землей тянулись стаи грачей – стоит ждать хорошую погоду. Лебедь летит к снегу, а гусь – к дождю. На Ивана Постного убирали репу. «Репный праздник» отмечали без песен и без застолий, зато одаривали постной едой нищих и странников.

На Александра Сытника (12 сентября) накрывали богатые столы, собирали гостей, устраивали пиры. Обыкновенно готовили сытную кашу – ячменную на молоке. И, конечно, подавали на стол свежий хлеб из зерна нового урожая. На Сытника ячменные стебли завивали в одну косу с льняными и овсяными для будущего хорошего урожая.

Специально для «Вестей» подготовил Николай ПРИМЕТИН