Михаил Ильин: «Залог безопасности – во взаимодействии общества и представителей всех ветвей власти»

Вице-губернатор Ленинградской области по безопасности Михаил Ильин рассказал «Вестям» о пройденных за год этапах региональной реформы по обращению с отходами, новых отделениях полиции в городах и поселках, а также о взаимодействии правоохранительных органов с добровольными дружинами, которые стали играть значительную роль в обеспечении безопасности на территории Ленобласти.

– Михаил Викторович, как вы оцениваете реализацию реформы по обращению с отходами на территории Ленинградской области? Каких результатов удалось достигнуть за прошлый год?

– Ленинградская область вступила в Мусорную реформу в 2019 году, как и большинство регионов России. Для изменения отношения жителей и органов государственной власти к вопросам обращения с отходами срок небольшой. Но уже сейчас в регионе принято много стратегических и тактических решений.

Правительство Ленинградской области подходит к вопросам мусорной реформы комплексно, затрагивая не только сферу обращения с отходами, но и экологии в целом.

Важным для региона стало принятие в начале 2021 года нового областного закона о регулировании вопросов в области обращения с отходами производства и потребления. Закон был разработан по инициативе губернатора для предотвращения негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека. В нем прописано требование по централизованному контролю за транспортировкой отходов, кратное увеличение штрафов за незаконную перевозку мусора, а также обозначен запрет захоронения неутилизированных отходов на полигонах области в 2023 году.

С начала апреля для реализации положений закона комитет по обращению с отходами в тестовом режиме приступил к выдаче электронных разрешений с QR-кодами на перевозку коммунальных и строительных отходов I-V классов опасности. Пока введен переходный период для сбора данных перевозчиков и тестирования системы.

За два месяца в программе зарегистрировалось более 150 перевозчиков, выдано свыше 6 тыс. разрешений. В режиме реального времени профильный комитет получает обратную связь участников процесса, которая учитывается при доработке и адаптации информационной системы. Нам важно наладить систему взаимодействия, чтобы перевозчики разобрались в порядке выдачи разрешений.

Во время переходного периода штрафные санкции не применяются. В настоящее время комитетом экологического надзора ведется профилактическая работа по информированию водителей мусоровозов о необходимости получения разрешительной документации в рамках рейдов, направленных на выявление и пресечение деятельности незаконных перевозчиков. Такой подход позволит эффективно пресекать нарушения природоохранного законодательства в будущем, не усложняя работу добросовестных компаний.

После завершения тестового периода комитет государственного экологического надзора начнет штрафовать нарушителей, что позволит сократить появление новых несанкционированных свалок.

Еще одним важнейшим шагом для успешной реализации мусорной реформы в регионе стала договоренность Ленинградской области и Санкт-Петербурга о сотрудничестве в сфере обращения с отходами. Дело в том, что по закону в городской черте запрещено складирование отходов и традиционно отходы мегаполиса вывозятся на объекты нашего региона, а это 2/3 объема мусора, поступающего на территорию области.

Для эффективного решения вопросов по обращению с отходами Ленинградская область и Санкт-Петербург совместно с двумя коммерческими партнерами в январе 2021 года учредили акционерное общество «Невский экологический оператор». Уже подписана дорожная карта по созданию новой системы обращения с отходами двух субъектов, ведется разработка единой концепции, главный принцип которой – увеличение доли извлекаемых из общей массы отходов полезных фракций и минимизация объемов отходов, направляемых на размещение. Отраслевыми органами исполнительной власти Ленинградской области совместно с АО «Невский экологический оператор» ведется работа по определению перечня земельных участков, на которых будут построены современные мусороперерабатывающие заводы.

Кроме того, администрацией Ленинградской области в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды Ленинградской области» до конца 2023 года будет построен и введен в эксплуатацию Экотехнопарк в Кингисеппском районе Ленинградской области. В настоящее время проект проходит необходимые согласования.

В целом в области сокращается объем складирования отходов на полигонах. Сортировка ТКО проводится не только на сортировочных станциях, но и в рамках организации придомового раздельного сбора. Инфраструктура для централизованного раздельного сбора стекла и пластика РСО организована уже в 18 населенных пунктах области. Уже сейчас 20% отходов, производимых жителями Ленинградской области, направляется на переработку. В этом году прекратил свою деятельность полигон в Волосовском районе.

– Остро стоит проблема стихийных несанкционированных свалок на территории региона. Как правительство борется с нарушителями?

– На самом деле в Ленинградской области за последние два года количество несанкционированных свалок сократилось в два раза. При этом ликвидация старых мест несанкционированного размещения отходов происходит одновременно с выявлением новых. То есть мы видим положительную динамику. Важно и то, что сокращается не только количество свалок, но и их объем. Процент ликвидированных в прошлом году несанкционированных свалок составляет 48% от их общего числа с учетом вновь выявленных.

Повышенное внимание к этой теме, и я бы даже сказал своего рода нагнетание, связано с развитием социальных сетей. Жители регулярно выкладывают в интернет проблемы, связанные с несанкционированными свалками. Мы понимаем обеспокоенность граждан и работаем над решением не только стратегических, но и локальных проблем.

Основными региональными механизмами ликвидации незаконных свалок являются меры административного воздействия и подача исковых заявлений об их уборке. Комитет эконадзора ежегодно проводит порядка 800 проверок соблюдения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Общая сумма штрафов за прошлый год составила 11,2 млн рублей. Кроме того, профильным надзорным комитетом ведется работа по возмещению вреда, причиненного окружающей среде. В прошлом году Гос­эконадзором были поданы судебные иски на сумму 579 млн рублей.

Для предупреждения образования несанкционированных свалок комитетом Госэконадзора совместно с правоохранительными органами постоянно проводятся рейды, направленные на выявление и пресечение нарушений при транспортировании отходов. Это важная работа, так как источником образования большинства несанкционированных свалок является деятельность недобросовестных перевозчиков.

По результатам таких проверок за пять месяцев 2021 года было проверено 150 перевозчиков отходов, возбуждено более 30 дел об административных правонарушениях, изъято и отправлено на специальную стоянку 17 единиц техники.

Для работы по пресечению и ликвидации несанкционированных свалок сотрудники экологического надзора используют беспилотные летательные аппараты, геодезическое оборудование и фотоловушки.

По состоянию на 1 июня за этот год, благодаря работе комитета государственного экологического надзора, ликвидировано 524 свалки общим объемом почти 70 тысяч кубометров, выписано штрафов 24,2 млн рублей.

Начиная с апреля инспектора Комитета при досмотре транспортных средств начали проверять наличие у перевозчиков указанных разрешений, содержащих индивидуальный идентификационный QR-код. На пути к экологическому благополучию мы стремимся к прозрачности движения мусорной массы от места образования до места сортировки и переработки. Во время совместных рейдов эконадзор и ГУ МВД отправляют на штраф-стоянку мусоровозы, водители которых не имеют необходимой документации на маршрут и содержимое кузова. Кроме того, в рамках пилотного режима системы QR-кодов идет информирование об использовании новой электронной системы и необходимости к ней подключить каждую спецмашину.

Принятие областного закона, в котором регулируются отдельные вопросы в области обращения с отходами производства и потребления, стало главным управленческим решением по предотвращению образования несанкционированных свалок.

– В Ленинградской области прошел пилотный проект по раздельному сбору отходов, после чего было принято решение о его дальнейшем масштабировании. Как вы считаете, жители готовы собирать мусор раздельно? Как это можно стимулировать?

– По поручению губернатора пилотный проект по раздельному сбору мусора был организован областным комитетом по обращению с отходами совместно с Региональным оператором Ленинградской области. Первыми городами, где был запущен тестовый режим раздельного сбора пластика и стекла, стали Кингисепп, Ивангород, Луга и Сланцы.

Основными задачами пилотного проекта стали: тестирование спроса, отработка логистики, а также расчет финансовых затрат на организацию раздельного сбора. Для нас было важно, чтобы внедрение нововведения не повлияло на существующие тарифы по вывозу мусора. В настоящее время в регионе реализуется проект централизованного раздельного сбора, рассчитанный уже с учетом развития в каждом районе Ленинградской области. Сейчас в проекте централизованного сбора участвуют отдельные населенные пункты территории Кингисеппского, Лужского, Сланцевского, Всеволожского, Волосовского, Тихвинского, Ломоносовского и Приозерского муниципальных районов.

По результатам раздельного сбора отходов за полгода жители Ленинградской области собрали 168 тонн стекла и почти 48 тонн пластика. Данная тенденция говорит о заинтересованности населения в дальнейшем развитии системы раздельного сбора отходов.

– Ленинградская область продолжает строить новые отделения полиции для обеспечения правопорядка в населенных пунктах. Где уже появились такие отделения, а где планируется их построить в ближайшие годы? С какими проблемами приходится сталкиваться?

– Сейчас остро стоит вопрос обеспечения подразделениями полиции урбанистических поселений, в которых идет интенсивное жилищное строительство, таких как Кудрово, Новодевяткино, Мурино, Янино, Сертолово, Бугры Всеволожского муниципального района.

Особое внимание этому вопросу уделяется на совместных совещаниях с ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также на заседаниях областного совета новостроек с участием представителей инициативных групп жителей с губернатором и правительством Ленинградской области.

Чтобы оперативно обеспечить такие населенные пункты отделениями полиции, было принято решение применять в строительстве технологии быстровозводимых модульных конструкций. Также это в том числе способствовало решению проблемы изыскания и выделения необходимых земельных участков под застройку.

Уже сейчас ведется строительство зданий для отделения полиции в Кудрово и Мурино. Окончание работ планируется до конца текущего года.

Для обеспечения правопорядка и безопасности в Ленинградской области в рамках заключенного соглашения между областным правительством и МВД России в течение трех последних лет из регионального бюджета было выделено субсидий на сумму 300 млн рублей. Благодаря этому были построены здания для отделений полиции – в Любани, Анино, Никольском, Новой Ладоге, Всеволожске. Кроме того, нам удалось обеспечить новыми отделениями МРЭО жителей Сосново, Кировска и Ломоносова. На выделенные средства было приобретено 86 единиц автотранспорта для служб полиции.

Построенные здания соответствуют предъявляемым требованиям МВД России, подключены к инженерным сетям, оснащены необходимой вычислительной и организационной техникой, мебелью и служебным оборудованием. В них размещены и несут службу сотрудники полиции.

Сэкономленные за счёт строительства объектов федеральные средства ГУ МВД смогло направить на ремонт помещений подразделений полиции в Приозерском, Тосненском, Сланцевском, Кировском, Подпорожском, Всеволожском муниципальных районах.

Отмечу, что в целях решения этих и других организационных вопросов разработана Концепция комплексного развития территорий Ленинградской области, а также Концепция совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области (агломерации) на период до 2030 года.

– Помимо полицейских за безопасностью населения следят дружинники. Сколько в нашем регионе народных дружин и чем именно они занимаются? Вы поддерживаете такие общественные начинания?

– В Ленинградской области на протяжении последних лет ведется активная работа по взаимодействию органов исполнительной власти, внутренних дел и местного самоуправления по вовлечению народных дружинников в мероприятия по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

На сегодняшний день в региональном реестре зарегистрирована 101 добровольная народная дружина общей численностью более 1,5 тысячи добровольцев. 10 из них созданы на базе казачьих организаций.

Народные дружинники привлекаются для обеспечения порядка при проведении культурных и организационно-профилактических мероприятий, патрулировании населённых пунктов. Кроме того, наиболее активные граждане участвуют в поиске лиц, пропавших без вести, осуществляют внештатное сотрудничество с полицией.

Область заинтересована в развитии добровольчества и проводит комплекс мер для стимуляции его развития. Например, правительством осуществляется личное страхование жизни и здоровья дружинников, а также обеспечение снаряжением и выплата премий. 75,5% народных дружин обеспечены помещениями, оснащёнными мебелью, средствами связи и оргтехникой. Ежегодно мы проводим конкурс на звание «Лучшей народной дружины» и «Лучшего народного дружинника» Ленинградской области с призовым фондом более 300 тысяч рублей. Кроме того, при образовании юридического лица дружина, как социально-ориентированное некоммерческое объединение, может претендовать на выделяемые губернатором Ленинградской области гранты. Например, по такому пути пошли народные дружины, сформированные из числа казачьих обществ. Плановое финансирование народных дружин из бюджета Ленинградской области и муниципальных образований за последние 5 лет возросло с 2,5 млн рублей до 14 млн. рублей.

Немаловажную роль в становлении и развитии деятельности народных дружин играют крупные предприятия и объединения, действующие на территории Ленинградской области. Например, активную работу по поддержке и созданию народных дружин вносят Производственное объединение Киришинефтеоргсинтез и Сосновоборская ЛАЭС. Мы рассчитываем, что этот положительный опыт будут внедрять и другие производственные коллективы.

Отмечу, что, согласно текущему законодательству, инициатива вступления в ряды народных дружинников остается за гражданами. Вступить в действующие дружины могут люди, достигшие 18-летнего возраста, не имеющие проблем с законом, а создать собственную дружину по месту жительства – инициативная группа из числа 3-х или более учредителей. При этом даже не обязательно образовывать юридическое лицо, достаточно принять устав и уведомить об этом органы местного самоуправления и полицию. Муниципальные органы и полиция осуществляют только действия по согласованию, регистрации и координации их деятельности на основе заключаемых трёхсторонних соглашений о сотрудничестве.

Важно вовлекать молодежь. Например, в Гатчине к патрулированию привлекается велопатруль, а в Заневском поселении Всеволожского района территорию патрулирует дружина, созданная на базе молодёжного спортивного клуба.

В течение прошлого года участие в обеспечении правопорядка не реже одного раза в месяц приняло более 1 тысячи человек. При поддержке народных дружинников было задержано более тысячи правонарушителей.

– Помогают ли добровольные пожарные отряды? Как Ленинградская область поддерживает добровольцев?

– Правительством Ленинградской области ведется постоянная работа по созданию и поддержке подразделений добровольной пожарной охраны.

Деятельность добровольцев, безусловно, помогает снизить время реагирования подразделений пожарной охраны, а значит, повышает шансы на спасение жизни и имущества людей.

Сегодня общественным объединениям пожарной охраны оказывается поддержка в нескольких направлениях. Ежегодно предоставляются субсидии на сумму 2,5 млн рублей. Они могут быть направлены, например, на страхование или приобретение специальной защитной одежды, топлива.

Добровольные пожарные обеспечиваются из бюджетных средств пожарным оборудованием и снаряжением, для них проводятся практические занятия, учения и тренировки, а также юридические консультации.

На территории Ленинградской области защиту населённых пунктов и организаций от пожаров осуществляют 677 общественных объединений пожарной охраны общей численностью 4 тысячи человек. Из них 68 добровольных пожарных команд, численностью 902 человека, на вооружении которых находится 70 единиц техники. Ежедневно на дежурство заступает 68 подразделений добровольной пожарной охраны.