На Прокла поле от росы промокло

C Авдотьи Сеногнойки (20 июля) начиналась жатва. Серпы несли завернутыми в полотенца и первый сжатый сноп обвязывали этим полотенцем, а затем несли в церковь и освящали. Когда женщина сжинала первые колосья, она делала из них пояс и, подвязавшись им, произносила: «Как матушка рожь год стояла, да не устала, так чтобы и моя спинушка не уставала». Когда жали овес, первый сноп ставили в переднем углу избы, а после обеда или ужина этим снопом выгоняли из дома мух. Этот сноп хранили до осени, а в день Покрова Богородицы (14 октября) скармливали его домашним животным. Если в этот день начнутся дожди, то выпадать им еще несколько недель, и, конечно же, сено, которое не успели убрать, сгниет. Отсюда и прозвание Авдотьи – Сеногнойка. «Сгребешь сено в кучи – так не страшны и тучи».

21 июля – Прокопий Жнец. В этот день на полях появляется камаха (насекомое-вредитель), свивается в клубок, который катается по земле. Если такой клубок попадется человеку под ноги – будет ему благополучие на целый год. Многие специально на Прокопия выходили в поле – поискать камаху. С этого дня начинает поспевать черника, это верная примета того, что озимый хлеб готов к жатве: «Зреет черника – идет жатва лихо». По ягоды обычно ходили дети, все остальные были на жатве. Черника особенно полезна для зрения, ее используют при лечении цинги, ревматизма, подагры и болезнях пищеварения.

22 июля, на Панкратия и Кирилла, всей семьей пробовали первые огурцы. Причем самый первый огурец хозяйка срывала скрытно от всех и закапывала в потаенном уголке огорода. Это для того, чтобы и следующий год был урожайным. Огурцы ели не только свежими, но и солили, квасили, готовили разно­образные салаты. Кроме того, как не непривычно это звучит, но огурцы фаршировали грибами, творогом с зеленью, мясом и даже жарили, как кабачки.

Если на Антония Громоносца (23 июля) гром был резким – ждали тихого дождя, а если гулким – готовились к ливню. Дождь ряску растит, а водяные девы рвут. Ведь всем известно, что там, где много ряски, живут русалки. На Антония ряску собирали с воды вилами, наполняли ею корзины и скармливали домашней птице. Использовали ряску и как удобрение. Девушки же по подобию узоров ряски на воде плели особые кружева, которые так и назывались – рясочники.

На Ольгу Страдницу (24 июля) в поля выходили всей деревней. Кто на жатву, кто на заготовку сена. Дети шли в лес по грибы, да по ягоды. Молились святой Ольге о хорошей погоде, о милосердии к жнецам, о том, чтобы закончить работу раньше, чем рожь начнет гнить от обильной росы. День святой Ольги называли Стожарами – имя звездного скопления в созвездии Тельца. Яркое сияние Стожар (то есть безоблачное небо) предвещало удачную страду и богатый урожай. Охотникам та же примета сулила хороший шанс добыть медведя.

С Прокла Плакальщика (25 июля) начинали выпадать обильные росы: «Проклова роса – сеногнойная». До Прокла надо успеть высушить сено и сметать в копны и скирды. Эта самая проклова роса считалась целебной. Ее собирали по утру, умывались и протирали ею глаза. Чтобы лицо было красивым, зрение острым, а ум – спокойным, ведь роса «смывает» порчу и сглаз. Еще росу, собранную в этот день, считали лучшим средством от бессонницы. Сильная роса и туман по утру на Прокла предвещали ясные дни. Если же росы не было ни на лугу, ни в низинах – ждали ненастья.

«Архангел Гавриил (26 июля) на хлебное поле ступил. Золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает». Сухая погода в этот день – к хорошей и сухой осени. «Не иди дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, где жнут, а иди, где ждут».

Специально для «Вестей» подготовил Николай ПРИМЕТИН