«Налоги для того, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы». Адам Смит

21 ноября – День работника налоговых органов РФ

21 ноября 1991 года при переходе российской экономики от плановой к рыночной была создана Налоговая служба Российской Федерации. Необходимо понимать, что налоги – экономическая категория, которая всегда играла важнейшую роль в жизни человечества во все исторические эпохи, начиная с древнейших времен. Само понятие «налог» (фиск, дань, подать, мыто, повоз, оброк или десятина) всегда было неразрывно связано с формированием той или иной общественно – политической формации, необходимостью поддерживать социально-экономические интересы всех слоев общества, вести многоотраслевую хозяйственную деятельность, содержать государство и обеспечивать его безопасность. Во все времена, начиная с античности, у всех народов вставал вопрос создания оптимальной системы налогообложения, которая устраивала бы как властные структуры общества, так и народ, т.е. производителей и потребителей товаров и услуг. Трудно не согласиться с кратким и точным высказыванием итальянского экономиста Ф. Нитти: «Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов».

Не вдаваясь в глубины истории создания и формирования налоговых органов дореволюционной, советской и постсоветской эпохи, необходимо отметить, что налоговые органы не просто взимают налоги, т.е. не собирают их, как некоторые ошибочно считают. Главная функция налоговой системы – контроль за исполнением налогового законодательства и подзаконных актов. Мы обязаны своевременно и в полном объеме обеспечивать налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Налоговая политика нашего государства постоянно менялась с ориентацией на объективные условия, диктуемые историческими обстоятельствами, но, в то же время, корректировалась с учетом политических тенденций общества, научно – техническим прогрессом.

Руководство нашей страны, стремясь неуклонно повышать жизненный уровень каждого члена общества, наращивать мощь и дальнейшее социально-экономическое развитие государства, рост его авторитета в мире, модернизирует налоговую систему, осуществляя совершенствование и оптимизацию налоговой политики, добиваясь создания высокого качества и комфортных условий для уплаты налогов, максимально эффективно противодействуя схемам незаконного ухода от уплаты налогов, обеспечивая справедливые и равные для всех условия ведения бизнеса.

Исполнение налоговых обязательств для налогоплательщиков всех категорий должно проходить просто и удобно, без лишних временных затрат и усилий, как часть их повседневной деятельности. Ради достижения этой цели в сентябре нынешнего года реорганизована деятельность налоговых органов и нашего региона, модернизирована и усовершенствована деятельность налоговых инспекций на местах: теперь вместо 14 инспекций, как это было до 20 сентября, в Ленинградской области работает 6 инспекций: МИФНС №№ 2,3,7,9,10 и 11 (последняя является Центром компетенций). Внутри инспекций новой структуры перераспределены функции по работе с определенными категориями налогоплательщиков (юридическими, физическими лицами и ИП), а также по контролю за поступлением в бюджеты всех уровней тех или иных видов налогов, урегулирование задолженности и т.п. Максимальной эффективности и результативности в деятельности налоговиков, как правило, способствуют тесные контакты с Губернатором, Комитетами Правительства области, контролирующими, правоохранительными государственными структурам, стоящими на защите экономической целостности и безопасности государства, широкими слоями общественности. Мы стремимся к открытости в своей деятельности, демонстрируем результаты своей работы, а подчас – методы и формы своей деятельности, ориентируем плательщиков в массиве законодательных актов, разъясняем их права и обязанности, своевременно информируем об изменениях в налоговом законодательстве.

С каждым годом ширился и совершенствовался обширный спектр сервисных услуг. Однако, к великому сожалению, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и всеми последовавшими вынужденными мерами по минимизации личных контактов, налоговые органы ограничили доступ в инспекции и отказались от ряда форм личного общения с налогоплательщиками. Тем ценнее и важнее накопленный опыт контактов через телекоммуникационные каналы связи, «Личный кабинет налогоплательщика», все пути общения через Интернет – сервисы.

Все мы прекрасно понимаем и смогли убедиться в последние два года, что время и обстоятельства неумолимо диктуют необходимость все шире внедрять в повседневный обиход современные технологии, активнее использовать электронные каналы связи. Словом, налоговые органы, наравне с другими государственными структурами, принимают все меры для поддержки налогоплательщиков всех категорий и, конечно, бизнеса, существенно пострадавшего из-за пандемии. Сегодня налогоплательщики широко используют услуги сайта ФНС России – www.nalog.ru. Мы постоянно дополняем актуальной информацией все рубрики сайта, размещаем максимум полезных для налогоплательщиков сведений, и, в свою очередь, регулярно получаем от них оценки своей деятельности, пожелания и предложения, которые учитываем в повседневной работе.

За минувшие три десятилетия в налоговой службе сформировались коллективы высоких профессионалов, которые с огромной самоотдачей стремятся выполнять свой долг служения Родине, формируя ее финансовую стабильность. Наши специалисты, даже перейдя в другие организации или в отрасли, везде демонстрируют свою высокую квалификацию и надежность. В наших инспекциях и в аппарате Управления действует принцип подбора кадров таким образом, чтобы в нем сочеталась энергия, инициатива молодых с опытом, богатыми знаниями и проверенной годами преданностью нашему общему делу ветеранов, стоявших у истоков создания налоговых органов страны.

Обеспечение роста поступления налогов и других обязательных платежей – приоритет в работе любого налогового органа. Налоговыми органами Ленинградской области, не взирая на объективные трудности, вызванные эпидемией, довольно успешно решается задача по обеспечению уровня налоговых доходов, предусмотренных законодательством о федеральном бюджете и региональными законодательными актами об областном и местных бюджетах. Говорить о налогах и не упомянуть хотя бы минимум цифр – просто невозможо.

Вот лишь несколько данных, характеризующих масштаб работы налоговиков нашей области за девять месяцев этого года.

Поступления в консолидированную бюджетную систему Российской Федерации за 9 месяцев 2021 года составили 132,9 млрд. рублей, что на 4,7 млрд. рублей или на 3,7% больше по сравнению с поступлениями предыдущего года обеспечены за счет следующих источников дохода: налог на прибыль – 49,5 млрд. рублей или 37,2%, НДФЛ – 36,4 млрд. рублей или 27,3%, НДС – 17,6 млрд. рублей или 13,3%, имущественные налоги – 20,1 млрд. рублей или 15,1%, акцизы – 1 млрд. руб. или 0,7%.

За 9 месяцев 2021 года в федеральный бюджет поступления составили 24,1 млрд. руб., что на 2,1 млрд. руб. или на 9,2% больше, чем в аналогичный период 2020 года.

В консолидированный бюджет Ленинградской области поступления составили 108,9 млрд. рублей, что на 2,8 млрд. рублей или на 2,6% больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Хочу подчеркнуть, что мы не останавливаемся на достигнутом, постоянно совершенствуемся и стремимся к наиболее эффективным формам работы, применяем все имеющиеся в нашем арсенале средства борьбы с недоимкой, нарушениями налогового законодательства, попытками под любыми предлогами уйти от налогообложения. Заверяю, что налоговые органы Ленинградской области будут и впредь работать на максимуме своих возможностей.

В заключение от всей души хочу поздравить всех своих коллег с нашим профессиональным праздником и пожелать счастья, мира, благополучия, добра, неиссякаемого энтузиазма, успехов всем.

Руководитель УФНС России по Ленинградской области,
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Е.А. КОБЯКОВА

Специально для «Вестей»