Осенняя Федора подол подтыкает

20 сентября – Луков день. Девушки на Луку заплетали из лука косы и подвешивали их к потолку. Лук фаршировали куриным мясом и варили в бульоне или запекали в печи. Считалось, что, если испечь хоть одну луковицу до этого дня, то весь лук на грядках высохнет. Лук использовали как лечебное и профилактическое средство при простудах, прикладывали его к нарывам и опухолям. Девушки мыли волосы отваром луковой шелухи, отчего они становились сильными и блестящими. Если начинался падеж скота, луковицы нанизывали на нитку и вешали это «ожерелье» на шею коровам и лошадям. По луку судили и о погоде на приближающуюся зиму. Обилие шелухи на луковицах предвещало сильные морозы.

На Малую Пречистую, Рождество Богородицы (21 сентября), в день осеннего равноденствия, отмечали вторую встречу осени. Оспожинки – это еще и праздник урожая, который встречали у воды. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом. Старшая женщина стояла с караваем, а молодые пели песни во славу Богородицы. После этого хлеб разламывали на куски по числу собравшихся: каждая женщина относила свой кусок домой и кормила им скотину. Если погода стояла хорошая, то и вся осень должна была быть такой.

22 сентября, на Акима и Анну, поздравляли молодых матерей, а также чествовали повивальных бабок. Пекли пироги, варили кашу и звали женщин на пир. А жены, которые еще не смогли завести детей, молились Акиму и Анне о зачатии. Также было принято, чтобы молодые родители или даже еще бездетные новобрачные дарили подарки близким людям. Как правило, родные получали от них в дар круглые пироги.

Ко дню Петра и Павла Рябинников (23 сентября) созревшая рябина от осенних заморозков становилась сладкой: «С Петрова дня летнего ешь землянику, а с осеннего – рябину». Ягоды начинали заготавливать впрок, варили из них компоты и целебные квасы. Рябина считалась отличным средством против болезней и нечистой силы, настой из нее употребляли от простуды, от бессонницы брали ветку рябины и очерчивали ею окружность вокруг себя. Все окна в доме перед наступлением зимы украшали гроздьями рябины от нечистых духов. Из рябины делали настойки и наливки: собрать ягоды после первых морозов, тщательно перебрать, засыпать в бутыль, залить водкой и поставить в темное место на два-три месяца. Каждые три-четыре дня бутыль полагалось встряхивать. Обилие ягод предвещало сырую осень и суровую зиму.

На Федорины вечерки (24 сентября) отмечают третью встречу осени: «Всякое лето кончается, осень начинается». Вовсю шли дожди, начиналась слякоть. Поэтому про святую шутили: «Федора – замочи хвост». Убирали последний лук, уносили в омшаник ульи с пчелами, рубили капусту и квасили ее на зиму. С Федоры начинались капустные вечерки. Такие сборища назывались также капустниками – это слово дожило и до наших дней. На стол в такие вечера подавали блюда из капусты – голубцы, пироги, щи. Мужики же варили пиво. Самым вкусным считалось корчажное, которое выдерживали в больших глиняных корчагах.

Артамона, день памяти которого отмечают 25 сентября, прозвали Змеевиком, так как считается, что в этот день змеи ползут из полей в леса, готовясь к зимовке. Этот день считается важным для охотников. Есть поверье, что если на Артамона убить хотя бы зайца, то удача будет сопутствовать во всех начинаниях.

День святого Корнилия (26 сентября) называют Корнильем – в этот день убирают последние корнеплоды: репу, свеклу, редьку, морковь, так как уже «корень в земле не растет, а зябнет». Из овощей готовили множество блюд. Так, редьку ели обыкновенно либо натирали на терке, добавляли лука, заправляли постным маслом и квасом, либо нарезали тонкими ломтиками, посыпали солью и давали постоять, пока не выделится сок. Репу парили, варили, ели в сыром виде, а из свеклы готовили борщ, причем не только из мяса, но и из птицы, из грибов и даже из рыбы.

Специально для «Вестей» подготовил Николай ПРИМЕТИН