Первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета финансов Роман Марков: «Кубышка не безразмерна»

О том, как привести бюджет в равновесие, правильно расставить приоритеты, рационально тратить средства, оценивая реальные возможности региональной казны, рассказал Первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета финансов Роман Марков.

– Роман Иванович, какие факторы наиболее ощутимо влияют на параметры областного бюджета? Как вы можете оценить его исполнение в части доходов и расходов?

— На бюджет Ленинградской области оказывает влияние множество факторов, и, в первую очередь, внешних. Я имею в виду масштабную и, по-видимому, продолжительную трансформацию экономики нашей страны, которая началась в ответ на санкционные ограничения со стороны недружественных государств. Потом нужно помнить, что в связи со статусом региона-донора у Ленинградской области ограниченные возможности на получение финансовой помощи из федерального бюджета. Говоря о внутренних факторах, в первую очередь следует назвать необходимость соблюдения требований по ограничению государственного долга Ленинградской области и предельному размеру дефицита областного бюджета, установленными Соглашениями о предоставлении нам бюджетных кредитов из федеральной казны для частичного покрытия дефицита. В целом же, исходя из текущей ситуации, по итогам 2022 года мы ожидаем, что поступления налоговых и неналоговых платежей будут в запланированных объемах, что позволит нам своевременно и в полном объеме профинансировать все расходные обязательства.

– Что вы можете сказать о текущей ситуации с поступлениями финансов в бюджет Ленинградской области?

— С начала года по основным доходным источникам — налогу на прибыль организаций, на доходы физических лиц, на имущество организаций и акцизы — средства поступили в объемах, предусмотренных кассовым планом, а местами — даже опережающими темпами. Но есть обстоятельства, которые могут скорректировать достигнутые результаты. В первую очередь, речь идет о существенной переплате по налогу на прибыль организаций, которая может быть возвращена налогоплательщикам по их заявлениям. Поэтому сейчас я бы назвал прогноз по исполнению доходной части бюджета за 2022 год умеренно оптимистическим.

– Экономические санкции внесли коррективы в жизнь каждого российского региона. Какие меры принимает областное правительство и комитет, который вы возглавляете, для того чтобы нивелировать их негативное воздействие?

— Прежде всего, мы перераспределяем расходы областного бюджета, за счет чего увеличиваем резервный фонд Правительства Ленинградской области. В ответ на вызовы мы разработали и приняли нормативные правовые акты, которые устанавливают случаи и порядок отзыва лимитов бюджетных обязательств, доведенных до главных распорядителей бюджетных средств Ленинградской области. Еще одно изменение касается госконтрактов — если они не были заключены до 1 июля этого года, то средства будут перераспределены в резервный фонд Правительства Ленинградской области на 2022 год.

В марте и апреле из федерального бюджета нам были выделены 149,9 млн рублей на докапитализацию регионального фонда развития промышленности, в том числе 120,6 млн рублей — для предоставления предприятиям грантов на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитным договорам в целях пополнения оборотных средств, еще 146,3 млн рублей мы получили на развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей.

Сейчас мы готовимся перераспределить расходы и освободить 180 млн рублей. Из них 50 млн рублей пойдут на докапитализацию региональной микрокредитной компании для предоставления микрозаймов, 20 млн рублей — на субсидии юридическим лицам на возмещение части затрат на уплату арендной платы за помещения для реализации инвестиционных проектов по производству импортозамещающей продукции. Еще 110 млн рублей необходимы, чтобы докапитализировать региональный фонд развития промышленности для предоставления предприятиям займов на внедрение отечественного программного обеспечения и цифровизацию производства, займов на реализацию инвестиционных проектов, направляемых на импортозамещение, и грантов на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитным договорам в целях пополнения оборотных средств.

Что касается поддержки граждан, в бюджете региона предусмотрены ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет из малообеспеченных семей. На эти цели в этом году из областного бюджета будет направлено более 1,5 млрд рублей. Кроме того, у нас отменены критерии нуждаемости по отдельным мерам, осуществляется перевод услуг в электронный вид для удобства граждан, изменен подход по учету среднего дохода членов семьи. Для получения отдельных мер социальной поддержки количество месяцев, включаемых в расчет среднего дохода, увеличено с 6 до 12.

Весной этого года вновь заработала успешно зарекомендовавшая себя в период пандемии мера поддержки безработных граждан по их трудоустройству на оплачиваемых общественных работах. На эти цели в областном бюджете запланировано 40,6 млн рублей. Для работников организаций, находящихся под риском увольнения, мы заложили в бюджете 50,6 млн рублей на организацию их временного трудоустройства.

В условиях антироссийских санкций и скачкообразного роста цен на продукты для организации горячего питания в школах, учреждениях социальной защиты и здравоохранения правительством области также был принят ряд мер. Речь идет о возможности изменения существенных условий действующих государственных контрактов на поставку продуктов питания или оказание услуг по организации горячего питания.

С 1 апреля мы проиндексировали стоимость питания в школах, предоставляемого на бесплатной основе учащимся 1-4-х классов и льготным категориям, которая теперь составляет 125 рублей в день на 1 ученика. В колледжах и техникумах индексация увеличилась на 15,7% по сравнению с 2021 годом и составила 215 рублей в день на 1 обучающегося.

Кроме того, в Ленинградской области стартовала программа бесплатных путешествий для школьников. В регио­нальном бюджете на ее реализацию с учетом федеральных средств предусмотрены 28,1 млн рублей. Отправиться в путешествие по нашей области по социальному сертификату уже в этом году смогут учащиеся 5-9-х классов.

– Достаточно ли у Ленинградской области резервов, чтобы сохранять выработанную годами финансовую устойчивость?

— За последние несколько лет мы создали себе хорошую подушку безопасности. Накопленных резервов хватит, чтобы профинансировать все наши социальные обязательства и покрыть дефицит областного бюджета. Сегодня мы видим, как изменилась ситуация: внешне на экономику страны давят санкции со стороны недружественных государств, а внутри произошли изменения федерального налогового законодательства в части отмены с 1 января 2023 года деятельности консолидированных групп налогоплательщиков. Поэтому в среднесрочной перспективе больших сверхплановых поступлений в бюджет Ленинградской области мы не ожидаем.

– Какие главные задачи стоят перед вашим комитетом на ближайшее время и среднесрочную перспективу?

— Ключевой задачей остается обеспечение стабильности и сбалансированности бюджета Ленинградской области и муниципальных бюджетов. Структура доходов в ближайшие годы останется неизменной. Основными источниками поступлений, как и прежде, будут налоги на прибыль организаций, на доходы физических лиц, на имущество организаций и акцизы. В долгосрочной перспективе у нас сохранится социальная направленность бюджета, когда больше половины расходов направляются на образование, здравоохранение и социальный блок. Не останутся без господдержки бизнес, сельское хозяйство, спорт и туризм. Расходы на реализацию региональной адресной инвестиционной программы планируются на уровне прошлых лет — их, как и прежде, мы направим на строительство и реконструкцию социальных объектов: детских садов, школ, больниц, дорог, спортивных сооружений и объектов коммунального хозяйства. И обязательная статья расходов — финансирование национальных проектов.

В последние пару лет бюджет области исполняется с дефицитом. Причины — очевидны: пандемия стала вызовом для финансового сектора — ряд процессов пришлось перестраивать в срочном порядке, обеспечивая при этом бесперебойное выполнение социальных обязательств, оказывать поддержку представителям малого бизнеса, поскольку нам важно было сохранить рабочие места, помогать социально незащищенным слоям населения. Сегодня чтобы обеспечить сбалансированность бюджета, мы разрабатываем планы по сокращению неэффективных расходов. Это позволит нам ограничить рост государственного долга региона в размере не более 9,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Еще одна задача на ближайшие годы — увеличение доходной базы консолидированного бюджета Ленинградской области. Чтобы ее решить, мы повышаем эффективность использования государственного и муниципального имущества, в том числе в рамках внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, предусматривающих обеспечение достоверности отражения фактов хозяйственной деятельности. В числе инструментов, которые появились у нас с 2021 года и которые помогут увеличить консолидированный бюджет, — операции покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо и зачисление в областной бюджет доходов от операций по управлению остатками на едином казначейском счете, осуществляемых Федеральным казначейством.

Независимо от вызовов, с которыми сталкивается наша страна и бюджетная политика Ленинградской области, все социальные обязательства будут выполнены полностью. Ресурсы для этого у нас есть.

Вопросы подготовил Михаил КОЗЛОВ