C Аграфены Купальницы (6 июля) начинаются купания. Все – и стар, и млад – купались в реках, мылись в банях. Наступает знаменитая ночь на Ивана Купалу. Собранные в ночь на Ивана Купалу травы и коренья обладают особенной целебной силой. Это время обрядов, примет, гаданий, легенд. Самая известная, наверное, легенда о цветке папоротника, который распускается один раз в году, в эту волшебную ночь, и всего на несколько минут. Тот, кто его найдет, сможет стать провидцем и получит способность находить клады. Днем все девушки надевали свои лучшие наряды и ходили в них по дому, выпрашивая у родных подарки – украшения, ленты, платки, а вечером собирались в избе у одной из подруг – толочь в ступе ячмень, из которого на следующий день варили кашу, которая укрепляет женское здоровье. На Аграфену сеют репу.
В день Ивана Купалы (7 июля) окунаться в реку или озеро нужно было непременно между утреней и обедней тогда проходят все болезни. А не купается в этот день только колдун. В ночь на Ивана Купалу ведьмы летают над землей на метлах и собираются на шабаш на Лысой горе. Для защиты от нечисти на окна и двери вешали жгучую крапиву. Символами праздника стали два цветка: цветок папоротника и Иван-да-Марья – сочетание не только мужского и женского, но также двух стихий – воды и огня. Купальские прыжки известны через горящий костер столь же широко, как и сами купания. Огонь в ночь на Купалу, добытый из дерева трением, прогоняет болезни и дарит жизнь.
Ивана Купалу называют Травником. Собранные в ночь перед праздником лечебные травы, приобретают особенные свойства, но только если сборщик выполнял все необходимые обряды. Если в Иванову ночь небо звездное – будет много грибов, если выпадает сильная роса – большой урожай огурцов.
Святые Петр и Феврония (8 июля) Муромские – покровители семейного очага, хранители супружеской любви. У них просили благополучия в семье и благословения на свадьбу. Если купец на Петра и Февронию отработает весь день в лавке бок о бок с женой, это принесет его семье достаток. Если рассада хорошо пьет воду в этот день – дни сенокоса будут сухими, если же не вбирает воду – влажными. С Петра и Февронии ждали еще сорок жарких дней. Февронию поминают иногда и отдельно от Петра, называя Русальницей. Ведь с этого дня русалки начинают водить хороводы и при купании нужно было быть осторожным, чтобы речная дева не утащила на дно.
Ко дню Давида Земляничника (9 июля) в лесу созревают первые ягоды. «Собирай по ягодке – принесешь кузовок». Землянику любят не только за прекрасные вкус и аромат, но и за целебные свойства. Ягоды хорошо помогают при малокровии, полезны для печени и мочевого пузыря. Листья земляники заваривают как чай. Если в день Давида Земляничника положить в левый карман листья земляники, то любой согласиться дать денег в долг. Если в этот день идет дождь – все лето до сентября будет мокрым. Хорошая же погода предвещает тепло и солнце семь недель подряд.
10 июля – Самсон Сеногной. Сенокос в самом разгаре, а часто случающиеся дожди мочат и гноят заготовленное сено. Дождь на Самсона – еще семь недель мокрой погоды, до самого бабьего лета. Зато ясная погода – семь недель безоблачного неба. А по состоянию сена судили о будущем урожае: если сено зелено – будет на столе каша черная (гречневая каша), если сено черно – будет каша белая (пшеничная каша).
На Крапивное заговенье (11 июля), в канун Петрова дня, молодежь почти до самого утра водила хороводы, пела песни, играла. Если найти цветущий «петров крест» и вырвать его с корнем, то будет небывалая удача – корень и от любой напасти избавит, и к кладу приведет.
После этой даты крапива теряет свои целебные свойства и нужно успеть сварить щи из листьев крапивы – последние в этом году. Из крапивы готовили не только щи, но и салаты, начинки для пирожков, а также солили ее и квасили. Из листьев молодой крапивы делали отвары и настои для восстанавления сил и остановки внутренних кровотечений. Девушки применяли это растение в косметических целях, ведь отвар укрепляет волосы и предотвращает их выпадение. Из крапивы получали волокно, которое вполне могло конкурировать с льном и хлопком. Из «крапивной» ткани шили крепкие паруса, мешки, кули, а иногда и одежду. Кроме того, крапива – хороший оберег от дурного сглаза – семена крапивы жгли на углях и пускали дым по дому. От нечистой силы крапиву вешали на двери и окна.
В Петров день, Петры-Павлы, Петрово говение (12 июля) завершился Петров пост, или Петровки. Накрывают богатые столы для всех, кто не мог себе этого позволить. На пиршества приглашали бедных соседей и родственников, нищих и странников. В Петров день умываются водой из трех ключей и смотрят, как будет всходить солнце. Ведь на Петры-Павлы солнце «играет» в небе: то заблещет разными цветами, то засияет ясно, то поднимется, то опустится. Апостол Петр был рыбаком, а значит он покровитель рыбного промысла. Рыбаки молились ему об удаче, просили дать подсказку: удастся ли лов, будет ли буря, стоит ли закидывать сети. Петров праздник был также днем свершения судов и уплаты пошлин. Церковь получала так называемую «петровскую дань». Практически во всех крупных городах и селах проходили петровские торги. «На святого Петра дождь – урожай худой, два дождя – хороший, три – богатый».
Специально для «Вестей» подготовил Николай ПРИМЕТИН