Разъяснение законодательства

О порядке привлечения несовершеннолетних лиц к административной ответственности

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 2.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, указанных в ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Согласно ст. 25.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении представляемых ими лиц.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

 

Прокуратура разъясняет уголовную ответственность за укрывательство преступления

Статьей 316 УК РФ установлена уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений.

За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до двух лет.

Под укрывательством преступления следует понимать активные действия по заранее не обещанному укрывательству особо тяжких преступлений, которые проявляются в сокрытии факта такого преступления, предметов, следов, лица, совершившего преступление, уничтожении орудий преступления и т.п.

Преступление считается совершенным с момента хотя бы одного из вышеперечисленных действий.

В отличие от соучастия в форме пособничества, действия по укрывательству по времени обещаются и совершаются после совершения преступления.

Укрывательство особо тяжкого преступления путем дачи заведомо ложных показаний либо отказа от дачи показаний квалифицируется по ст. 307, 308 УК соответственно.

Согласно примечанию к статье 316 УК РФ не подлежит привлечению к уголовной ответственности лицо за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенное его супругом или близким родственником, что соответствует положению ч. 1 ст. 51 Конституции РФ.

 

Прокуратура разъясняет правовые основания предоставления социального обслуживания

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе вре

менного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 442-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

Уполномоченные орган или организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

 

Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке

Склонение к потреблению наркотиков с использованием сети «Интернет» преследуется по закону.

Федеральным законом от 24.02.2021 № 25-ФЗ внесены изменения в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 230 УК РФ дополнена частью четвертой, устанавливающей уголовную ответственность за деяния, предусмотренные частями первой, второй, пунктом «а» части третьей настоящей статьи (склонение несовершеннолетнего к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), если они повлекли по неосторожности смерть двух или более потерпевших, и наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Кроме того, часть 2 статьи 230 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в отношении двух и более лиц, с применением насилия или угрозой его применения, дополнена подпунктом «д», устанавливающим уголовную ответственность за те же деяния, совершенные c использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).

Указанные деяния наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Расследование уголовных дел о преступлениях вышеуказанной категории отнесено к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

Старший помощник прокурора области
по взаимодействию со СМИ и правовому обеспечению
М.С. ШВЕЦОВА

Подготовлено специально для «Вестей»

Разъяснение законодательства

С 1 сентября 2021 года вступил в силу закон о «гаражной амнистии»

Федеральным законом от 05.04.2021 № 79-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, устанавливающие процедуру оформления гаражей в упрощенном порядке.

Согласно внесенным изменениям до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ (до 30 декабря 2004 года), имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, если:

– земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему, либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;

– земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у кооператива (организации) по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.

При этом воспользоваться «гаражной амнистией» теперь могут не только владельцы гаража, соответствующие указанным критериям, но также их наследники либо граждане, которые приобрели гараж по соглашению от таких владельцев.

Урегулированы вопросы использования гражданами земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства.

Кроме того:

– одноэтажные гаражи, которые блокированы общими стенами с другими одноэтажными гаражами, сведения о которых внесены в ЕГРН как о помещениях в здании или сооружении, признаются самостоятельными зданиями;

– объекты, созданные до 1 сентября 2021 года, которые в соответствии с правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами либо в соответствии с записями ЕГРН имеют наименование или назначение «гаражный бокс», признаются гаражами.

 

Дети-инвалиды обслуживаются вне очереди

Указом Президента РФ от 26.07.2021 N 437 Президента введена обязанность обслуживать вне очереди детей-инвалидов и тех, кто их сопровождает.

Данные положения распространяются на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население.

Кроме того указанные лица пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций;

Ранее данные положения касались только инвалидов I и II групп.

Старший помощник прокурора области по взаимодействию

со СМИ и правовому обеспечению М.С. ШВЕЦОВА

Подготовлено специально для «Вестей»

Разъяснение законодательства (22.10)

С 1 сентября 2021 года вступил в силу закон о «гаражной амнистии»

Федеральным законом от 05.04.2021 № 79-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, устанавливающие процедуру оформления гаражей в упрощенном порядке.

Согласно внесенным изменениям до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ (до 30 декабря 2004 года), имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, если:

– земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему, либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;

– земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у кооператива (организации) по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.

При этом воспользоваться «гаражной амнистией» теперь могут не только владельцы гаража, соответствующие указанным критериям, но также их наследники либо граждане, которые приобрели гараж по соглашению от таких владельцев.

Урегулированы вопросы использования гражданами земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства.

Кроме того:

– одноэтажные гаражи, которые блокированы общими стенами с другими одноэтажными гаражами, сведения о которых внесены в ЕГРН как о помещениях в здании или сооружении, признаются самостоятельными зданиями;

– объекты, созданные до 1 сентября 2021 года, которые в соответствии с правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами либо в соответствии с записями ЕГРН имеют наименование или назначение «гаражный бокс», признаются гаражами.

 

Дети-инвалиды обслуживаются вне очереди

Указом Президента РФ от 26.07.2021 N 437 Президента введена обязанность обслуживать вне очереди детей-инвалидов и тех, кто их сопровождает.

Данные положения распространяются на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население.

Кроме того указанные лица пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций;

Ранее данные положения касались только инвалидов I и II групп.

Старший помощник прокурора области по взаимодействию

со СМИ и правовому обеспечению М.С. ШВЕЦОВА

Подготовлено специально для «Вестей»

Разъяснение законодательства

О новых условиях ввода многоквартирных жилых домов в эксплуатацию

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 7 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ многоквартирные дома, разрешение на строительство которых выдано после 1 января 2021 года, должны быть по окончании строительства оснащены застройщиком «умными» приборами учета электрической энергии.

Речь идет об индивидуальных (для коммунальной квартиры – общих) (квартирных) приборах учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, коллективных (общедомовых) приборах учета и ином оборудовании, используется для коммерческого учета электрической энергии (мощности) и обеспечивает возможность его присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности) гарантирующего поставщика.

Индивидуальные, общие (квартирные) и коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы) должны быть допущены к эксплуатации гарантирующим поставщиком, а также такие приборы учета должны быть переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположен многоквартирный дом, до введения такого многоквартирного дома в эксплуатацию.

Одновременно устанавливается, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе, документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирных домов и помещений в многоквартирных домах, подписанные представителями гарантирующих поставщиков электрической энергии.

Старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ и правовому обеспечению Маргарита Швецова

 

Правила проведения медицинских осмотров водителей

Согласно пп. 1,3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей.

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

В силу чч. 1, 7, ст. 47 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (Порядок).

В силу п. 8 Порядка предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) (далее – медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

Согласно п. 9 Порядка организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя.

Нарушение указанного порядка влечет административную ответственность по ст. 11.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ и правовому обеспечению Маргарита Швецова

 

Ответственность за незаконное занятие народной медициной

Статьей 6.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена ответственность за незаконное занятие народной медициной. Указанное влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов. Такое определение установлено в ст. 50 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Решение о выдаче разрешения на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации, либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации.

Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти которого оно выдано. Лицо, получившее разрешение, занимается народной медициной в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ.

Лишение гражданина разрешения на занятие народной медициной производится на основании решения органа исполнительной власти субъекта, выдавшего такое разрешение, и может быть обжаловано в суд.

Старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ и правовому обеспечению Маргарита Швецова

Подготовлено специально для «Вестей»

Разъяснение законодательства

Прокуратура Ленинградской области разъясняет, что с 20.11.2020 вступает в силу Федеральный закон от 09.11.2020 № 370-ФЗ, которым вносятся изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

С 20.11.2020 вступает в силу Федеральный закон от 09.11.2020 № 370-ФЗ, которым вносятся изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Данным законом предусмотрена возможность, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации на части территории населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района, проведения схода граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на данной части территории населенного пункта.

В указанном случае решение о проведении схода граждан принимается представительным органом муниципального образования по инициативе группы жителей соответствующей части территории населенного пункта численностью не менее 10 человек.

При этом критерии определения границ части территории населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района, на которой может проводиться сход граждан, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

 

«Реализация права граждан на оказание бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области»

Согласно закону Ленинградской области от 18.04.2012 № 29-оз «О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области» на территории Ленинградской области гражданам гарантируется оказание всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных Федеральным законом РФ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»:

– правовое консультирование в устной и письменной формах;

– составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

– представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены указанным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

– в иных видах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:

1) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 07.03.2013 № 65 «Об оказании бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области» в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области входят органы исполнительной власти Ленинградской области.

К категориям граждан, обладающих правом на получение бесплатной юридической помощи, относятся:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Ленинградской области, а также одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже указанной величины;

2) инвалиды I, II, III группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда; Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

6) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

7) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

8) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

9) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

10) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

11) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

– супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

– дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

– родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

– лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезычайной ситуации;

– граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

12) граждане старше 70 лет на дату обращения за получением бесплатной юридической помощи;

13) другие категории граждан, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами.

 

Вопрос: предусмотрена ли ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы, и какая?

Ответ: Законодатель предусмотрел такой защитный механизм, как ответственность, причем как за невыплату, так и за несвоевременную выплату заработной платы, а именно:

1) Административная ответственность – предусмотрена статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение законодательства о труде и об охране труда.

2) Уголовная ответственность – предусмотрена статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации – невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.

3) Материальная ответственность – предусмотрена статьей 236 ТК РФ в виде уплаты работодателем процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

 

Вопрос: как работник может защитить свои права? Куда ему следует обращаться, в какие органы?

Ответ: В случае несвоевременной выплаты либо невыплаты работодателем заработной платы работник имеет право обратиться в следующие органы:

1. В Государственную инспекцию труда Ленинградской области

2. В Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области или в территориальные отделы Следственного комитета с заявлением о привлечении к уголовной ответственности работодателя – в случае частичной невыплаты свыше 3 месяцев, а также в случае полной невыплаты свыше 2 месяцев или выплаты заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

3. В суд с заявлением о взыскании заработной платы самостоятельно либо через прокуратуру.

 

Вопрос: Если при отсутствии надлежащим образом оформленных документов работодатель отрицает факт трудовых отношений с работником, что в таком случае делать работнику?

Ответ: в данном случае необходимо решать в судебном порядке вопрос об установлении юридического факта наличия трудовых отношений, признании трудового договора заключенным, либо признании трудовых отношений сложившимися, обязании работодателя оформить трудовые отношения, после чего самостоятельно либо посредством прокурорского вмешательства взыскивать с работодателя причитающиеся денежные средства.

Кроме того, в соответствии со статьей 11 ТК РФ судом может быть установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения и к таким отношениям применяются положения трудового законодательства.

Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

 

Вопрос: по каким признаками работник может отличить трудовой договор от гражданско-правового?

Ответ: трудовые отношения характеризуются следующими признаками (ТК РФ Статья 15. Трудовые отношения):

– личное выполнение работником (физическим лицом) работы, невозможность привлечения третьих лиц;

– включение работника в штат организации, ведение на него документов кадрового делопроизводства;

– обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию (работу по должности, профессии, специальности), а не разовые задания;

– подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, иным локальным нормативным актам работодателя и выполнение указаний работодателя, возможность привлечения работника к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей;

– выплата заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда не реже двух раз в месяц;

– обеспечение работодателем безопасных условий труда;

– обеспечение работодателем всем необходимым для работы (оборудование, инструменты, материалы);

– ограничение продолжительности рабочего времени, повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, работу, выполняемую во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых климатических условиях;

– ограничение размера ущерба, взыскиваемого с работника, средним месячным заработком;

– предоставление работнику гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством;

– обязательное социальное страхование работника;

– прекращение трудового договора только по основаниям, установленным федеральными законами, с соблюдением соответствующей процедуры.

Разъяснение законодательства

Статьей 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве

 

Статьей 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве.

Согласно указанной норме, уголовно наказуемыми являются следующие действия посредника: обещание или предложение посредничества во взяточничестве; непосредственная передача взятки должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя, а также любое иное способствование взяткодателю или взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки (например, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю).

За перечисленные действия ответственность наступает независимо от того, в интересах взяткодателя или взяткополучателя выступает посредник. При этом его действия являются уголовно наказуемыми в том случае, если размер взятки превышает 25 тыс. рублей.

Квалифицирующими признаками состава преступления, при наличии которых предусмотрено более строгое наказание, являются: использование посредником своего служебного положения; посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие); совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; посредничество во взяточничестве в крупном размере (когда размер взятки превышает 150 тыс. рублей) и особо крупном размере (свыше 1 млн. рублей).

За совершение данного преступления определено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет. В соответствии с примечанием к статье 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации посредник может быть освобожден от уголовной ответственности, если он активно способствовал раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщил о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Отдел по надзору за исполнением законодательства

о противодействии коррупции

 

 

Статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции

 

Статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Законодателем установлен примерный перечень таких мер: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество организации с правоохранительными органами, разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется профилем ее работы, производственной отраслью и другими особенностями условий, в которых она функционирует.

Отдел по надзору за исполнением законодательства

о противодействии коррупции