Сорная птица или «живая удочка»

Рыбаки недолюбливают этих птиц, считая их конкурентами в борьбе за улов. Однако в азиатских странах отношение к ним до недавнего времени было совсем другое: их здесь традиционно использовали в качестве «живой удочки» для ловли рыбы. Об этом подписчикам группы Нижне-Свирского заповедника в «ВКонтакте» рассказала научный сотрудник заповедника Анна Лосева.

Речь идет о бакланах – морских птицах, которые широко распространены по всему миру, в том числе в Ленинградской области, на территории государственного природного заповедника федерального значения «Восток Финского залива». История взаимоотношения человека с другими видами – это всегда история эксплуатации и потребительского отношения к природе, считает Анна Лосева. Бакланы здесь не исключение. Многие люди называют их «сорной» птицей, которая только вредит, составляя конкуренцию рыбакам и другим птицам, промышляющим рыбой. Но мало кто задумывается, что бакланы выполняют свою важную роль в сложившемся биоценозе акваторий водных объектов.

«Большой баклан сейчас естественным образом расширяет свой ареал. А «польза» от него в том, что он регулирует инвазивные виды рыб, например, бычка-кругляка, занесенного из Азовского и Черного морей. Или добывает виды, питающиеся икрой лососевых. Кроме того, на островах вместе с бакланами гнездится десяток видов других птиц, которым выгодно такое соседство – орлан-белохвост скорее добудет «массового» баклана, чем будет выискивать в траве редкие гнезда других видов. В науке это называется «эффект разбавления», – разъяснила Анна Лосева.

Кроме того, сотрудница заповедника отметила, что бакланы, обладают высоким по птичьим меркам интеллектом и легко приручаются. Она также сообщила, что во многих восточных странах – Китае, Вьетнаме, Японии – рыбаки много веков подряд дрессировали и использовали бакланов для добывания крупной рыбы в качестве «живой удочки».

Дело в том, что бакланы, как и все птицы отряда пеликанообразных, часто ловят добычу, значительно превышающую ширину глотки и даже размер горлового мешка. Отдавая хозяину крупную добычу, прирученный баклан получал от него взамен мелкую, не интересную рыбакам рыбешку. Было замечено, что бакланы обладают хорошей памятью и запоминают не только своего хозяина, но и лодку, принося пойманную рыбу исключительно к «своим» судам.

В Европе рыбная ловля с бакланом была популярна в XVII веке, при английском короле Карле I, при дворе которого существовала даже особая придворная должность – «магистр королевских бакланов». Однако в отличие от соколиной охоты, рыбалка с бакланом не получила широкого распространения в европейских странах и вскоре была забыта. Так что по сей день бакланы в Балтийском море рыбачат исключительно для себя.

Татьяна АЛМАЗОВА

По материалам в группе

Нижне-Свирского заповедника в «ВКонтакте»

Фото в ВК: научный сотрудник заповедника Анна Лосева