Стоит поп на грядках, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет

На Куприяна (13 сентября) журавли собираются на болоте и держат совет: как лететь на юг, когда отправляться, какой путь выбрать. Отсюда и второе название праздника – Журавлиное вече. В этот день было принято начинать сбор клюквы, которую называли журавлиной ягодой, или журавлинкой. Первым за ягодами отправляли человека, родившегося 13 сентября; говорили, что он знает дорогу к журавлиннику – месту, где родится самая крупная клюква. Из ягод готовили пирожки с клюквой, варили компоты и кисели, варенье, клюкву мочили. Также на Куприяна убирали репу, морковь и свеклу, копали картофель.

С Семина дня (14 сентября) начинались свадебные недели. Этот день называли началом бабьего лета. Если было ясно, то и вся осень должна была быть теплой, если луга опутаны паутиной, то ждали затяжную осень. С раннего утра женщины и девушки мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен да стелили его по лугам, чтобы отлежался. Вечером же садились за прясла. Девушки во время прядения замечали, как ложатся нити: если прямо, то муж попадется хороший, если неровно, то будет супруг негодным. В Семин день хоронили мух и тараканов, так как их считали причиной домашних неурядиц и бедности: из репы или моркови вырезали маленькие гробики, клали в них пойманных в избе мух и тараканов и закапывали в землю как можно дальше от дома. Считалось, что после таких «похорон» насекомые в дом уже не вернутся.

Мученика Мамонта (15 сентября) называли Мамонтием Овчинником, или Овчарником, и считали покровителем овец и коз. Дело в том, что, когда святой жил в пустыне, к нему приходили дикие козы, которых он доил и делал из молока сыры. В день Мамонтия нельзя выгонять скотину со двора иначе ей грозили болезни. А вот на стол хорошо было поставить блюда из козьего молока: сыр или творог.

В день Домны Доброродной (16 сентября) собирали вокруг дома всяческую рухлядь – особенно старые, изношенные лапти, которые в большом количестве вешали либо на колья вокруг огорода, либо под крыши хлевов, либо на столбы у ворот. Это должно защитить от сглаза и дом, и двор, и скотину, и урожай, и самих хозяев, так как если недобрый человек посмотрит на лапти, удивится их несчетному числу и начнет пересчитывать, то уже ничего не сможет сглазить. К вечеру всю рухлядь, кроме лаптей, выбрасывали или сжигали вместе с картофельной ботвой.

С 17 сентября (Неопалимая Купина) начинали выкапывать лук. Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» в русской иконописи известна с середины XVI века, а праздник в честь нее был установлен в XVII столетии. В случае пожара обходили вокруг горящего дома с иконой Богородицы Неопалимой Купины. В это время мужчины обходили сеновалы и тыкали в них вилами – чтобы прогнать из сена «гнетуху» и «трясуху», духов болезни. Начинали выкапывать лук.

18 сентября – Захарий и Елизавета. Этот день считался подходящим для предсказаний и ворожбы. Было также принято выгонять березовыми вениками болезни: в этот день топили баню и хорошенько парились. Если на рябине было много ягод, ждали дождливую осень, если же листья рябины уже пожелтели, значит, зима придет рано и будет холодной.

На Михайлов день (19 сентября) устраивали мирские братчины – сходки, на которых решали разнообразные семейные и соседские дела. Работать на Михайлу было нельзя. Начинались первые морозы. Если после Михайловских морозов на деревьях появлялся иней, нужно было ждать обильного снега зимой. Если листья с осины падали «лицом» вверх – к студеной зиме, если «изнанкой» – к теплой.

Специально для «Вестей» подготовил Николай ПРИМЕТИН