Третий Спас хлеба припас

На Евпатия Коловрата (24 августа) по обыкновению начинали стричь овец, чтобы барашки успели обрасти заново до наступления холодов. Начинали прясть и вязать теплые вещи к зиме, а мастера изготавливали валенки. Существовало поверье, что на болотах появляется белый конь, который скачет по земле, пытаясь найти своего погибшего всадника. К ночи конь приходит на кладбище, где обегает все могилы, раскапывает землю и жалобно плачет над покойниками. В это же время слышится громкий свист и странное пение. Говорили, что смельчаки пытались поймать белого коня, но ни у кого это не получилось. По легенде, на том месте, где появляется белый конь, в давние времена было побоище. Белый конь ищет своего погибшего хозяина, а его удалая сотня поет и свищет, надеясь, что откликнется богатырь. В этот же день на болотах и кладбищах загораются блуждающие огни – это бродят души убитых и утопленников. В такое страшное время выпить бы браги, да нельзя – к пьянице непременно явятся усопшие предки и накажут по всей строгости.

На Фотея Поветенного (25 августа) было принято прибираться на поветях, где хранились лошадиные упряжи, бороны и сохи: «Фотя Поветенный хозяину покоя не дает – на поветь зовет». Если с утра в этот день выпал иней, значит можно ждать хорошего урожая озимых на следующий год, если было дождливо – бабье лето будет коротким, а теплая и ясная погода предвещала множество белых грибов в лесах.

На Тихона Страстного (26 августа) обходили дом с иконой Божией Матери «Страстная», дабы обрести умиротворение души и избавиться от всякого уныния. В этот день прибирались в сараях и погребах, заговаривали сени и зимние хранилища от недоброго слова, от дурного глаза и всякой нечисти. Если на Тихона ветры дули тихо – ждали ветра на несколько дней вперед, а если проносились бурей – сентябрь будет дождливым.

Если на Михея Тиховея (27 августа) дули тихие и спокойные ветры, то осень будет солнечной, а если сильные и порывистые – следует ждать ненастья. После Михея завершается Успенский пост и начинается осенний мясоед. В эту пору играют заранее сговоренные свадьбы.

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы. В день Успения земля считалась именинницей и по земле нельзя было ходить босиком, втыкать в нее любые острые предметы – ни колья, ни лопаты, ни другой инструмент. В этот день было принято солить огурцы и начинали квасить капусту.

29 августа – Спас Нерукотворный. Полное название этого праздника – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Третий Спас – Ореховый – поспевали лесные орехи. Старики загадывали детям загадки об орехах: «Нагни меня, ломи меня. Сломишь – гладко, расколешь – сладко»; «Ни окон, ни дверей, посередине – архирей»; «Маленький мужичок – костяная шубка». Пекли караваи из нового урожая зерна. Кроме того, было принято чистить источники и колодцы, пить подземную воду. В это время наблюдали за отлетом птиц, особенно ласточек и журавлей. Считалось, что ласточки улетают на юг в три этапа – в три Спаса. Если же на Спаса улетят журавли, то уже на Покров (14 октября) будет мороз.

Если утром на Мирона (30 августа) роса и туман, то погода будет хорошей. Этот день называли Вдовьи помочи: было принято помогать вдовам, сиротам и всем обездоленным. На «помочах» сообща косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы для семей, в которых не было мужчин.

Специально для «Вестей» подготовил Николай ПРИМЕТИН