Ушел наш общий генерал

Коллаж Ирины Максименко

3 апреля не стало народного артиста России, любимца публики Алексея Булдакова. Всего за неделю до этого он отпраздновал день рождения – 26 марта ему исполнилось 68 лет.

Благотворитель. Генерал

Алексей Булдаков скончался в Монголии, в Улан-Баторе – туда он приехал отдохнуть. В ночь на 3 апреля он уже собирался вернуться домой, в Москву. Собрался в аэропорт, вызвал такси к гостинице… Первым забеспокоился именно таксист, не дождавшийся пассажира.

Причина смерти стала известна практически сразу: острая сердечная недостаточность на фоне ишемической болезни сердца – у актера оторвался тромб. 4 апреля тело артиста доставили в столицу и передали родным.

Гражданская панихида состоялась 8 апреля в Доме кино. На нее пришло около трех тысяч человек – друзья, коллеги, поклонники. В числе прочих цветы к гробу возложили Александр Панкратов-Черный, Леонид Якубович, Всеволод Шиловский и другие.

На экране сцены демонстрировались кадры из популярных фильмов с Булдаковым. Звучали его песни. Хочется верить – все же не в последний раз… Гроб провожали долгими аплодисментами и криками «Браво!».

Во время прощания с артистом в Доме кино в понедельник директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина рассказала о тайне, которую актер тщательно скрывал всю жизнь. Оказывается, он жертвовал деньги коллегам по цеху – нуждающимся актерам из Гильдии. Однако просил никому не рассказывать об этой благотворительности – даже получателям.

Алексею Ивановичу самому пришлось прожить годы безработицы и сложностей. И он прекрасно понимал, чего стоит внимание и поддержка в такое время. И помогал, помогал, помогал…

Но ему помочь не смогли.

Похоронили его на Троекуровском кладбище в Москве – рядом с заслуженными артистами РФ Натальей Крачковской и Дмитрием Брусникиным. Участок расположен недалеко от могилы Юлии Началовой – недавно умершей артистки, с которой актер снимался в фильме «Герой ее романа».

А хоронили так, как и полагается хоронить генералов: с почетным караулом, военным оркестром, исполнившим гимн России, и тройным залпом.

Никак без театра

Алексей Булдаков родился в селе Макаровка Алтайского края. Затем жил с семьей в Павлодаре, где занимался боксом и классической борьбой. Но по спортивной стезе не пошел и в 1969 году окончил театральную студию при Павлодарском драматическом театре им. А.П. Чехова.

Способный трудолюбивый парень понравился руководителям драмтеатра – и его взяли в труппу. Но на этой сцене долго играть не получилось – Алексей ушел в армию, а затем попал в Томский драматический театр.

Здесь отношения не сложились – слишком уж прямым и неуступчивым был юный актер. Пришлось полгода работать на Павлодарском тракторном заводе. Однако без сцены было никак нельзя – и Алексей Булдаков выбрал театры. Пусть и провинциальные – в Рязани, Караганде.

В 1982 году он даже сыграл свою первую роль в кино – роль партизана в военной драме «Сквозь огонь». На телеэкранах актер появился чуть раньше, приняв участие в съемках детского юмористического киножурнала «Ералаш».

В 1985 году Алексей Булдаков стал актером Театра-студии киностудии «Беларусьфильм». Спустя семь лет он принял решение перебраться в Москву – ему, как зрелому профессиональному актеру, нужно было двигаться дальше. Артиста пригласили в МХАТ имени Горького.

Параллельно актер снимается и в кино. У него много эпизодических ролей, но, что удивительно, даже они запомнились зрителям. Солдат, старшина, полковник, председатель колхоза – в каждом герое Алексей Булдаков находил что-то привлекательное, яркое.

Всего в творческой биографии Алексея Ивановича около 150 ролей в кино. Последний фильм с его участием – семейная комедия «Дикие предки» – выйдет на экраны только в этом году. Актер, сыгравший в киноленте деда-казака, собирался приехать на премьеру…

Все болезни – от бескультурья

Слава пришла к нему внезапно – после роли генерала Иволгина в фильме Александра Рогожкина «Особенности национальной рыбалки». Этот фильм стал не просто хитом 1995 года, но и культовым явлением для отечественного кинематографа в целом. Ленту продолжают смотреть, пересматривать десятки раз и сегодня.

И во многом причина такой популярности – именно Булдаков в роли генерала, а для своих – Михалыча. Он стал этаким «своим в доску», народным и любимым мудрецом. «Все болезни – от бескультурья», – заявлял Иволгин, не забывая и про пользу пельменей. Или это был сам Алексей Иванович? Не разберешь – свои роли он не играл, а проживал.

Но слава не испортила актера. Он остался все тем же открытым и честным, улыбался доброй улыбкой, шутил, помогал. И считал, что роль Михалыча весомо подпортила его творческую биографию – ведь он мог играть не только генерала в продолжениях «Особенностей…», но режиссеры побаивались работать со столь узнаваемым образом. Зато сиквелы об особенностях политики, зимней охоты и рыбалки пользовались бешеной популярностью.

Недоиграл

Роль генерала Иволгина часто называют главной ролью Алексея Булдакова. Но стоит зайти на любой кинофорум, как становится ясно: настоящие поклонники любят все его работы. «Почему-то никто не вспомнил исполненную им роль смотрителя маяка, строгого папаши Жорика и Толика, в сериале «Исцеление любовью». А ведь этот образ ничуть не хуже генерала Иволгина», – написал один из поклонников актера.

«Недавно пересматривала «Вот моя деревня», очень люблю этот фильм и роль председателя колхоза», – добавила другая поклонница. «Очень любила и люблю его работу в «В лесах под Ковелем». Вечная память!», «Очень уважаю за роль Бобы из «Москва. Три вокзала» и считаю эту роль самой запоминающейся и яркой. Егерь из «Лесника» тоже очень убедителен», – добавляют пользователи.

Сегодня об Алексее Булдакове не услышать плохих слов. И, кажется, это самый главный показатель – и вовсе не потому, что «либо хорошо, либо ничего». Нет, просто он был достойным человеком, талантливым, широкой души, при этом простым и юморным.

Величайший актер, человечище, отражение настоящего русского мужика, самобытный, яркий, штучный артист – так отзываются почитатели творчества актера о его таланте и характере. И все сходятся в одном: недоиграл.

Все образы Алексея Булдакова – разноплановы и конкретны, избирательны и многогранны. А про его генерала – оптимистичного и «непотопляемого» – даже пишут, что он подбадривал всех в тяжелые годы перестройки. Он мог сыграть все – и комедию, и трагедию, показать все – и подлость, и героизм.

Все потому, что главным стремлением актера всегда было отражать действительность, рассказывать об обычной жизни. Поэтому и герои его – настоящие, живые, подлинные. И неважно, кто на этот раз – милиционер, военный или бомж.

И сам он был таким – мужественным, твердым, искренним. Его жизнь не была простой. Всякое бывало… И в этом «всяком» он смог сохранить лучшие черты своего характера – доброту, надежность, сострадание и великодушие. Многие из тех, кто его знал, звали его просто Лешей – как близкого и родного.

На официальном сайте актера сказано: «В чем же феномен популярности Алексея Булдакова? В удачной роли генерала Иволгина (его считают «списанным» с генерала Лебедя)? Отчасти, да. Но больше, вероятно, в его исключительной народности. Его герои всегда имеют прототипов из глубинки. И сам Алексей Булдаков – человек, который вышел из народа, который знает народ и работает про него и для него. Одним словом, кряжистый, надежный, рукастый, немногословный, русский мужик… На экране и в жизни».

Его любимый голос…

Утверждение, что «талантливый человек – талантлив во всем», однозначно относится к Алексею Булдакову. Ролей в театре и кино ему не хватало для того, чтобы выразить все то, что требовала душа. И актер начал петь.

Первые песни вышли еще в конце 1990-х – вместе с Владом Забелиным он выпустил альбом «Особенности национального шансона». Дебют был воспринят тепло, и артист решил продолжать.

В 2001 году Алексей Иванович выпустил сольный диск «Обнимаю всех» с группой Евгения Бедненко «Хорус». Тексты песен, вошедших в этот альбом, специально для актера писал в том числе известный поэт Анатолий Поперечный. А в 2011 году вышел еще один диск – под названием «Старое танго: поют Алексей и Людмила Булдакова в сопровождении группы «Хорус». Альбом исполнитель записал вместе со своей супругой.

Еще одной музыкальной страничкой в его биографии стал клип на песню Ларисы Долиной «Погода в доме». Эта видеозапись для многих является олицетворением домашнего тепла и настоящего семейного счастья.

Его «любимый с хрипотцой голос», как написала одна из поклонниц, был узнаваем и с экранов, и из колонок. Тем более что и песни тоже – живые, чистые, душевные. Он не умел иначе – да и не хотел.

Татьяна ТУКТАМЫШЕВА