На Ермолая (8 августа) начинали сбор ранних яблок, но есть их можно было только после Яблочного Спаса. Поспевал и первый картофель. Из него нередко делали окрошку и винегрет: отварной картофель, свеклу, белую фасоль и зелень измельчали, заливали растительным маслом и подавали к столу. На Ермолая «осенние марева по травам идут, целебную мощь травам дают», поэтому собирали лечебные травы.
Пантелеимон почитается как целитель и покровитель воинов (9 августа). В этот день ходили за травами, которые собирали с особыми заговорами. Одно из прозвищ Пантелеимона (Кочанный, или Кочанник) – в это время начинают завязываться капустные вилки. Доставали из кладовых оставшуюся с прошлого урожая капусту и пекли капустники из слоеного теста. Выпечкой угощали детей, нищих и странников.
«Прохоры-Пармены (10 августа) – не затевай мены» – любые торговые начинания в этот день не заладятся, а все, что выменяешь, либо пропадет, либо сломается. На ПрохорыПармены следовало выкапывать луковицы тюльпанов и снимать созревшие груши с деревьев.
11 августа – Калинник. Калину считали символом чистой и непорочной красоты, а горький вкус ягод – это горькая судьба девушки, отданной замуж без любви. Из калины варили кисели и компоты, толкли ее с медом, делали мармелад, смешивая с яблочным пюре, пекли калинники. И приготовление описывает Владимир Даль: «Щепоть калины завернет в ржаное тесто хозяйка пирожком, расправит, запеленает сухим капустным листом – и на противень, в печь, на вольный дух, пусть потомится и зажарится. А как хлебом потянет, как запахнет лакомством – открывай заслонку, вынимай готовые калинники. Лист капустный отрясется – и вот он, пирог с калинкой, с лесным душком!». Калинниками называли и утренние морозы, которые уже случались в это.
«На Силу и Силуана (12 августа) рожь бывает пьяна», – полна зерном и клонится к земле. В этот день прибавляется и у людей («бессильный богатырем живет»), и у животных, и у растений («на Силу от земли берут силу»). Ведьмы способны задаить коров до смерти, но на Силу и Силуана они «обмерают», обпившись молоком и их уже ничем не разбудишь – самое время прижечь ведьме пятки соломой, чтобы вся ее сила ушла в землю. Если в этот день было пасмурно и прохладно, то дождя можно было не ждать. А вот сильное мерцание звезд на рассвете предвещало скорые и обильные осадки. Если же дождь заморосил под вечер, да еще при ветреной погоде – быть долгой мокроте.
Евдоким, чей день отмечают 13 августа, один из покровителей семейного очага. Отмечают Евдокимово заговенье перед Успенским постом. Сам пост не считается голодным, так как приходился на лето, и выбор разрешенных блюд довольно разнообразен, добавляются свежие овощи, плоды и ягоды. Особой популярностью пользовалась репа – свежая, вяленая, пареная; из нее делали начинку для пирогов, варили кашу, настаивали квас.
Праздник в первый день Успенского поста называют Медовым Спасом (14 августа Первый Спас, Маковый Спас, Спас на воде). Основные вехи Успенского поста – три праздника, три Спаса: Всемилостивого Спасителя (Медовый Спас), Преображение Господня (Яблочный Спас) и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас). Успенский пост не очень строг: в понедельник, среду и пятницу надо питаться сухоядением, во вторник и четверг можно есть отварные овощи, но без масла, которое дозволено лишь по субботним и воскресным дням. Название – Медовый Спас идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время. Еще одно название – Маковый Спас. В этот день готовили булочки и пирожки с маком, а также маковники: варят мед и снимают с него пену, затем кладут мак и держат на огне, пока масса не загустеет; после массу вываливают на стол и, остудив, режут на тонкие ломтики. Если обсыпать семенами дикого мака дом, ни одна ведьма в него не проникнет.
Специально для «Вестей» подготовил Николай ПРИМЕТИН