Сергей Харлашкин: «В фокусе — всё»

 

Строительство новых и ремонт существующих дорог, новые транспортные маршруты, автобусы и электрички, котельные и газификация, проверка спецтехники и аттракционов — сейчас все эти направления в Ленинградской области курирует заместитель председателя правительства региона по транспорту и топливно-энергетическому комплексу Сергей Харлашкин. В интервью «Вестям» он рассказал о главных итогах и планах развития дорожно-транспортной сети нашего региона и топливно-энергетического комплекса.

 

— Сергей Викторович, вы курируете сразу несколько направлений: дорожное хозяйство, транспорт, топливно-энергетический комплекс, Гостехнадзор. Это обширный спектр задач. Как выстраиваются приоритеты?

— Направления, которые мне доверил вести губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко — как артерии: помогают связать регион и работать как единый механизм. Не будет быстрого передвижения без выверенной дорожной сети, учитывающей перспективы развития области, без дорог, без удобного транспорта. Невозможно представить современную жизнь без электричества, газа и тепла — здесь все должно быть отлажено как часы. И, конечно, безопасность: региональный государственный надзор за эксплуатацией самоходных машин и аттракционов. Техника используется и в агропромышленном комплексе, и в строительстве, и на производстве. Поэтому в фокусе всё, а в помощь — сильные профессиональные команды действующих комитетов и структурных подразделений.

— Одно из важнейших условий развития любого региона — создание выверенной дорожно-транспортной инфраструктуры. Как вы оцениваете ее нынешнее состояние в Ленинградской области? Повлияло ли на процессы решение о переезде областного правительства в Гатчину?

— От состояния дорожной сети всегда зависит очень многое. Начнем с федеральных трасс. Регион и Министерство транспорта РФ разработали долгосрочную программу реконструкции всех федеральных трасс, проходящих по Ленобласти: реконструируется трасса «Скандинавия», которую раньше называли «Дорогой смерти», готова новая «Сортавала» вместо узкого Староприозерского шоссе. Реконструируется «Нарва», к которой недавно был построен подъезд со стороны порта в Усть-Луге, что позволило вывести скорость доставки грузов на новый уровень. Жители Гатчины каждый день вспоминают добрым словом строителей нового участка Киевского шоссе, движение по которому сделало путь до Санкт-Петербурга короче и безопаснее. Транспортная доступность столицы Ленинградской области повысится: по поручению губернатора в 2022 году будет разработан проект строительства Западного (Орловского) обхода и подготовлены предложения по реконструкции автовокзала в Гатчине. Открытие скоростной трассы М-11 дало новый импульс развития Тосненского и Киришского районов. Сейчас мы ведем диалог о строительстве КАД-2 по территории Ленинградской области, чтобы увести часть грузовых потоков еще дальше от населенных пунктов.

Развитие региональной сети дорог идет сегодня в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». В общей сложности именно региональных магистралей в Ленобласти насчитывается 9,3 тысячи километров, причем нагрузка на них растет год от года: регион входит в тройку лидеров России по транзитной нагрузке. Нацпроект уделяет особое внимание трем составляющим: подготовке к сезону, качеству проведения работ и общественному контролю. На каждый объект сегодня мы приглашаем жителей из числа тех, «кому не все равно», программа ремонтов формируется исходя из предложений автомобилистов и, конечно, Общероссийского народного фронта.

Федерация видит нашу работу и поддерживает область субсидиями и трансфертами. Буквально на днях нам согласовали 500 миллионов рублей из резервного фонда правительства России на проведение ремонтов. До этого 700 миллионов рублей получила стройка моста через Свирь в Подпорожье. Его люди ждали почти 50 лет. Коллеги из федерального центра понимают, что область сможет выполнить все взятые на себя обязательства, и поэтому поддерживают нас.

Регион также внимательно следит за состоянием местной дорожной сети. Несмотря на то что обязанность содержать, ремонтировать и строить муниципальные дороги целиком возложена на муниципальную власть, область ежегодно выделяет свыше миллиарда рублей субсидий из дорожного фонда на все эти мероприятия. В этом году, например, обновляется больше 400 улиц, проездов и шоссе.

Строительство пассажирского причала у музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» на Неве

 

— Можете ли вы назвать еще несколько удачных проектов в дорожно-транспортной отрасли, которые удалось реализовать или начать в этом году? Какие проблемы они решают? Какие наиболее значимые проекты планируется реализовать в будущем?

— Я уже называл среди важных проектов путепровод во Всеволожске и реконструкцию Колтушского шоссе. Первый позволит жителям города забыть про многочасовые пробки на переезде у Мельничного Ручья, вторая — про заторы из-за «бутылочного горлышка» на выезде из Янино в сторону Санкт-Петербурга. Мосты в Киришах и Подпорожье — долгожданные дорожные гиганты, строительство которых область ведет со значительным опережением. В числе приоритетных проектов, которые мы будем реализовывать в ближайшее время, — обход Мурино в створе Пискаревского проспекта и развязка с Мурманским шоссе в Кудрово. Обход разгрузит Токсовское шоссе, а развязка создаст еще один выезд из Кудрово.

Результатами реализации транспортной стратегии должны стать повышение уровня удовлетворенности населения существующим состоянием транспортной инфраструктуры и качеством транспортного обслуживания, обновление подвижного состава перевозчиков до 70%, продление пригородного железнодорожного сообщения в Кудрово и Сертолово. Планируем развитие скоростного пригородного железнодорожного сообщения по направлению Гатчина – Токсово к 2027 году, организацию тактового движения электричек — без расписания, а с определенным интервалом — во Всеволожск, Тосно, Выборг, Гатчину.

Запланировано создание транспортно-пересадочных узлов в Сертолово, Тосно, Новогорелово, Ивановской, Кудрово, Токсово, на Заневском посту-2 и ряда других. Создаем автовокзальные комплексы в Подпорожье в 2021 году, а в перспективе — в Сланцах, Ивангороде, Волосово, Шлиссельбурге. Планируем и развитие новых для Ленинградской области видов транспорта, в том числе трамвая.

— Ленинградская область развивает не только протяженную сеть автодорог, но и водный транспорт. Как здесь идет работа?

— Ленобласть богата судоходными реками. Кроме часто транслируемой в СМИ информации о морских портах развиваем инфраструктуру внутреннего водного транспорта. Построены и введены в эксплуатацию новые пассажирские причалы в Старой Ладоге, Свирьстрое, на острове Ореховый, в Киришах, Дубровке. 2 июля началось строительство пассажирского причала у музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» на Неве.

Для развития сообщения в пределах всего Северо-Западного региона между Ленинградской и Новгородской областями, Республикой Карелия, ООО «КОНТ» и ООО «СК «ИНФОФЛОТ» заключено соглашение о сотрудничестве в сфере развития инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта для пассажирского сообщения в этих трех регионах. Предусматривается создание объектов пассажирской инфраструктуры, предназначенных для работы в едином комплексе с объектами Ленобласти. В 2020 году уже построен транзитный причал в деревне Грузино Новгородской области, выполнены рейсы круизных судов в направлении Великого Новгорода.

Активно идет программа развития сети метановых газозаправочных станций вместе с компанией «Газпром газомоторное топливо». Использование транспортных средств на природном газе повышает экономическую эффективность за счет снижения затрат на топливо на 35-40% — стоимость метана в Ленинградской области составляет 19,98 руб. за кубометр. Еще — сдерживает рост тарифа на проезд и благоприятно влияет на экологическую обстановку в регионе. Сегодня у нас построены шесть газозаправочных станций, а к концу 2023 года мы построим 13 таких объектов. Ждем, что развитая сеть газозаправочной инфраструктуры станет одним из решающих факторов для использования автолюбителями природного газа в качестве моторного топлива. К тому же правительство региона субсидирует перевозчикам закупку газовых автобусов и переоборудование существующей техники. Ставим задачу по переводу транспорта, в том числе пассажирских автопредприятий, на использование природного газа. В Ленинградской области выделяются субсидии на переоборудование существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа. Например, в 2020 году на природный газ перевели 345 магистральных тягачей.

— Масштабные работы проведены и планируются на Ленинградской атомной электростанции в Сосновом Бору.

— Ленинградская АЭС — единственная в России станция, где действуют энергоблоки двух разных типов: канальные уран-графитовые РБМК-1000 и водо-водяные ВВЭР-1200. В 2020 году после проведения большого объема работ и испытаний, проверки готовности основного оборудования и систем на Ленинградской АЭС состоялось первое включение в сеть энергоблока № 6 с реактором ВВЭР-1200. Новый энергоблок был синхронизирован с сетью и вышел на мощность 240 МВт. 22 марта 2021 года энергоблок Ленинградской АЭС № 6 введен в промышленную эксплуатацию. По сравнению с энергоблоками РБМК новые вводимые энергоблоки ВВЭР-1200 на 20% мощнее, а срок их службы увеличен в 2 раза — до 60 лет.

Также было принято решение о начале подготовительных работ по сооружению на площадке ЛАЭС ещё двух энергоблоков ВВЭР-1200 (№7, 8), которые в перспективе полностью заменят энергоблоки с реакторами РБМК-1000. Новые энергоблоки — результат эволюционного развития наиболее распространённого и наиболее технически совершенного типа станций: АЭС с ВВЭР-1200. Именно по этому проекту поколения «3+» с реактором ВВЭР-1200 реализуются проекты в Беларуси, Финляндии, Венгрии, Египте.

Мы благодарим специалистов Ленинградской АЭС, которые обеспечили ввод нового энергоблока, — это повысило энергетическую стабильность Ленинградской области.

Условие развития любого региона — создание выверенной дорожно-транспортной инфраструктуры

 

— Сейчас буквально по всем направлениям деятельности идет цифровизация и автоматизация процессов, в том числе — установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов. Какая работа проведена, что ленинградцев ждет в перспективе?

— Установка АИТП — яркий пример цифровизации, автоматизации и бережного расхода ресурсов. Такие пункты оптимизируют теплопотребление за счет автоматической регулировки подачи тепла. Кроме экономии ресурсов оборудование дистанционно собирает статистику и позволяет оперативно реагировать на внештатные ситуации.

Если раньше право на существование имели обе системы горячего водоснабжения — открытая и закрытая, — то сейчас подключение вновь вводимых объектов капитального строительства к системам ГВС идет только по закрытой схеме. С 2013 года в Ленинградской области перевод на закрытую систему теплоснабжения ведется путем установки АИТП в рамках энергосервисных контрактов, а также субсидирования из бюджета Ленинградской области по госпрограмме «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области». Установлено 56 АИТП в муниципальных учреждениях и более 700 — в многоквартирных жилых домах. В перспективе ленинградцев ждет дальнейший перевод централизованных открытых систем теплоснабжения на «закрытую схему» путем установки АИТП.

— У вас очень много разных направлений работы. А все-таки — какую из сегодняшних задач вы считаете самой ключевой, над чем горите?

— Сейчас одна из ключевых задач для всей России — повышение доступности газификации. В Ленинградской области она тоже в приоритете. В 2020 году у нас переведён на природный газ последний негазифицированный районный центр — Приозерск. Также за прошлый год построено 474 километра газораспределительных сетей, переведено со сжиженного углеводородного газа на природный 6130 квартир, впервые газифицировано 4225 квартир и домовладений.

Сегодня мы работаем в рамках Программы развития газоснабжения и газификации на 2021 — 2025 годы, подписанной с Газпромом. Она предусматривает строительство 138 объектов газоснабжения, в том числе 124 межпоселковых газопроводов суммарной протяженностью около 2 тыс. километров. Планируется строительство семи новых источников газоснабжения (ГРС «Усть-Луга», «Подборовье», «Рассвет», «Белоостров», «Высоцк», «Глебычево», «Красный Луч») и реконструкция семи существующих источников газоснабжения с дефицитом свободной пропускной способности. Программа позволит газифицировать 412 населенных пунктов Ленинградской области. Природный газ придет более чем в 54 тысячи квартир и домовладений. Запланирован перевод 104 источников теплоснабжения с различных видов топлива на природный газ.

Ключевые моменты по газификации озвучил на прямой линии Президент России Владимир Путин. По его поручению на сегодняшнем этапе газификации принято решение обеспечить бесплатное подключение «последней мили»: участка от газопровода до границы участка в тех населенных пунктах, где люди живут постоянно. Уже понятно, что в нашем регионе по этой программе будут газифицированы десятки тысяч жилых домов. Работы по подведению газопроводов к границам земельных участков выполнит Газпром. Садоводческие товарищества должны быть бесплатно подключены к газу до 2024–2025 года в 77 субъектах России, где действует централизованное газоснабжение.

Бюджетные средства, которые были запланированы на последнюю милю, пойдут на увеличение субсидии для газификации жителей. Раньше эта сумма составляла 145 тысяч рублей — теперь она вырастет до 180 тысяч. Для льготников сумма была 165 тысяч рублей — она увеличится до 200. Инвалиды, ветераны, участники Великой Отечественной войны могут рассчитывать на субсидию в 300 тысяч рублей. Средства можно будет направить на газопровод на своем земельном участке, приобретение газового котла, плиты и иного оборудования.

Спасибо за содержательную беседу!